***
1. Как отмечает автор это - книга-парадокс: она о том, чего для «здравомыслящего человека» не может быть, и о том, что точно есть, потому что каждый «здравомыслящий» в глубине души это чувствует. Ведь если в нашем языке есть слово «чудо» — значит, чудо существует. А если чудо существует—значит, это кому-нибудь нужно. Еще это - книга-исследование: главный вопрос, возникающий в разговоре о чуде, — «для чего оно дается?». Какое место чудо занимает в нашей жизни здесь и сейчас? Как связаны великие чудеса Христа, о которых мы знаем из Евангелия, и простые чудеса, которые случаются с нами в повседневной реальности? Как вообще связаны чудеса и реальность? Какое место чудо занимает в отношениях человека с Богом?
2. За ответами на эти и другие вопросы автор, как уже отмечалось ранее, обратился к православным священнослужителям. И вместе с ними прошел путь с семью остановками. Так, в интервью с протоиереем Сергием Правдолюбовым он пытался понять, почему нам — людям, живущим в век фантастических технологий, — иногда так трудно поверить, что чудо существует. Почему так трудно поварить, что у Бога нет ничего невозможного? Почему, чтобы носить в сердце эту простую мысль, нужно что-то в себе преодолеть — как будто переступить через барьер? Ведь, казалось бы, это знание должно даваться легко — оно же окрыляет, вдохновляет, укрепляет и успокаивает: дескать, что бы ни случилось — у Бога все под контролем...
3. Но нет - оказывается, маловерным быть привычнее. На этом фоне читаешь в Евангелии, к примеру, о капернаумском сотнике - и поражаешься: откуда, ну откуда у него такая вера - мгновенная и неколебимая? Какими внутренними силами нужно обладать, чтобы сказать: Господи, верю, что достаточно одного Твоего слова - и все изменится... Сотник услышал о Христе впервые - и сразу поверил в возможность чуда. А я, говорит автор, - который призван помнить о Христе ежедневно и у которого за плечами две тысячи лет христианской цивилизации — изо дня в день оказываюсь маловерным. В чем же секрет этого сотника? Об этом автор и поговорил с протоиереем Сергием Правдолюбовым.
4. Но, бывает так, что, поверив, мы тут же решаем извлечь из чуда выгоду — и подходим к нему потребительски. Так, например, когда в Москву привозят известную на весь мир святыню—например, Пояс Богородицы или Дары Волхвов, — в очередь к ней выстраиваются тысячи людей. Они стоят много часов, федеральные каналы показывают их в новостях, а в интернете в это время разгораются словесные баталии: дескать, люди пришли не поклониться Богу, а просить у Него исполнения желаний — что за потребительское отношение к святыне! Столь же двойственная ситуация описана, как кажется автору, в евангельском эпизоде о насыщении пяти тысяч человек.
5. Христос, с одной стороны, обличает тех, кто пошел за Ним ради бесплатного хлеба, но, с другой, обличая, Он не прогоняет людей. И в целом в Евангелии Христос никогда не отказывает даже в самых «земных» просьбах тому, кто с верой к Нему обращается. Рыбакам, среди которых апостол Петр, Христос посылает такой небывалый улов, что сети рвутся; а в молитве «Отче наш» Спаситель и вовсе заповедует молиться о «хлебе насущном». Как же совместить это в своем сознании: естественное побуждение просить Бога обо всех земных благах, в том числе о чуде, — и память об обличении Христом такого «потребительского отношения»? Об этом автор побеседовал с протоиереем Алексеем Емельяновым.
6. А может ли человек, преодолев собственную меркантильность, сотворить чудо для другого? Существует ли «технология достижения чуда»? На эти вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин. Чудо, свершаясь и взрывая привычный ход нашей жизни, ставит перед нами проблему, что делать дальше. Как жить в изменившейся реальности? И существует ли такая вещь, как наша ответственность перед Богом за чудо, которое Он посылает? Иными словами, как жить после чуда? Есть множество историй о том, как человек не мог соответствовать случившемуся с ним чуду, не понес груз Божественного дара, не использовал данный Богом шанс... Об этом рассказывает священник Михаил Таганов.
7. Как отмечает автор, мы привыкли ассоциировать чудо с избавлением или удачей. А как относиться к тому, что чудо бывает болезненным? Вспомним, к примеру, о человеке, который лежал больным - расслабленным - тридцать восемь лет. Что здесь имеет отношение к чуду? Можно ли сказать, что длительная немощь —тоже часть чудесного исцеления? И значит ли это, что чудо бывает болезненным и неприятным? И зачем тогда Господь посылает такие чудеса? О таких «неформатных» чудесах автор поговорил с протоиереем Георгием Бреевым. А со священником Сергием Кругловым он размышлял над такими вопросами: «Чего хочет от нас Бог, когда говорит на языке чудес? Как связаны явления чудес — и состояние человеческого сердца?
8. По словам автора, при разговоре о чуде на ум приходит мысль блаженного Августина: читая Евангелие, мы признаем безусловным чудом приумножение хлебов, но почему-то не считаем чудом само произрастание хлеба. А ведь и первое, и второе — от Бога, причем в равной степени. И вообще все в жизни устроено Богом — и хлеб, и земля, и вода... В этом смысле слово «чудо» описывает просто присутствие Бога в жизни человека. Получается, что Бог по Своему усмотрению «порядком вещей» управляет, ничего необъяснимого нет. И значит — следующий логический шаг — «чуда» вовсе не существует, потому что присутствие Бога в нашей жизни — это самое нормальное, что человеку от сотворения мира уготовано? Как же связаны вера в чудо — и вера в Бога? Об этом автор беседовал с протоиереем Павлом Великановым.
***
В этой книге священники, с которыми пообщался Константин Мацан, просто делятся своим личным опытом, рассказывая о чудесах, случившимися с ними и с их прихожанами, о том, к каким открытиям эти чудеса подвигли. И смысл этих рассказов отчасти в том, чтобы ответить на вопрос, какова природа чуда — его внутренняя логика, его генезис, механизм его осуществления. А для этого, прежде всего, нужно в существование чуда поверить. Ведь невозможно постичь то, что для тебя не существует... Каждое из семи интервью, вошедших в книгу, предваряется отрывком из Евангелия — описанием чуда, сотворенного Христом. Это служит своего рода точкой входа в дискуссию. А еще по-своему объясняет, почему та или иная тема по-настоящему волнует. Ведь Евангелие, рассказывая о событиях двухтысячелетней давности, говорит о нас сегодняшних. И в чудесных историях, рассказанных в этой книге, читатель может узнать себя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!