***
1. Книга святителя Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», вышла в издательстве «Правило веры». Об авторе издатели пишут: «Архиепископ Ковровский Афанасий (Сахаров) родился в 1887 году. Он был преподавателем Полтавской и Владимирской духовных семинарий. В 1917 году избран участником Всероссийского Поместного Собора - член Богослужебной комиссии. В 1921-м хиротонисан в епископа Ковровскогo. C 1922-го по 1954-й - тюрьмы, лагеря, ссылки. С конца 50-х гг., как знаток богослужения Православной Церкви, трудился некоторое время в качестве председателя Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии. Составил службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. Скончался 28 октября 1962 года. Причислен к лику святых Русской Церковью в августе 2000 года».
2. Знаток богослужения и ревностный исполнитель Устава Православной Церкви, святитель Афанасий писал: «Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила... Но во всем, согласно наставлению святых отцов, должно наблюдать «меру и правило», - этим же началом меры и правила руководится Святая Церковь, устанавливая определенный чин и порядок молитв о живых и умерших, давая в руководство стройную, последовательную систему поминовения...».
3. Как отмечают издатели, труд святителя Афанасия «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» публикуется по авторской машинописи 1961 года, находящейся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Автор рассказывает, как должно правильно, по-христиански относиться к смерти ближнего, как подготовить его к переходу в мир иной, как самому перенести потерю родного человека и, наконец, как правильно молиться об усопшем. Главная цель автора - обозреть и изъяснить: как полагается совершать поминовение усопших в храмах, на кладбищах и дома в течение года, соединяя его с днями постов и праздников в соответствии с церковным Уставом. На страницах этой книги можно найти объяснения тому, как и когда именно совершаются заупокойные службы, какие возносятся молитвы об усопшем, какие поются песнопения.
4. В предисловии своего труда святитель Афанасий отмечает: «Излагая церковные правила поминовения, я … со всею решительностью утверждаю, что только послушание Святой Церкви, подчинение Ее уставам может дать подлинное облегчение скорби, утешение в горе и полное удовлетворение потребности молиться о любимых. Главная наша беда в том, что у нас все меньше остается знатоков устава, какие бывали в допетровской Руси не только среди духовенства, но и среди мирян. Теперь уставным считают не то, что действительно соответствует букве и духу Церковного Устава, а то, к чему привыкли, как к установившемуся. Но следует ли отсюда, что со всем этим надо мириться, что опасение чеховского «человека в футляре», «как бы чего не вышло» надо поставить выше необходимости принятия неотложных мер против беззаконного нарушения и искажения церковно-богослужебных законоположений? Конечно нет!
5. К сожалению, - говорит святитель, - самочинные эксперименты печальной памяти обновленцев затормозили и чрезвычайно осложнили необходимое, неотложное дело упорядочения нашего богослужения. Поэтому теперь его надо начинать с особой осторожностью и осмотрительностью. Нужна долгая и основательная подготовка как среди мирян, так и среди духовенства. Нужна большая предварительная разъяснительная работа». И труд святителя Афанасия стал одним из первых шагов в этом направлении. Он предназначен для людей, горячо желающих жить по руководству святой Церкви, чтобы вся внутренняя церковная жизнь была устроена по церковным нормам, церковному укладу. И в первую очередь это возвращение к церковным нормам должно быть в отношении богослужения, между прочим, - отмечает автор, - и в отношении поминовения усопших.
6. Конечно, - говорит святитель Афанасий, необходимо считаться с тем, что ко многим отступлениям от Устава Церковного у нас привыкли, и привыкли так сильно, что не зная уставных норм, нарушение их считают за норму. В отношении поминовения усопших нарушение Устава, по словам автора, совершалось в двух направлениях: с одной стороны, опускалось то, что положено по Уставу; с другой, вводилось то, чего не положено. Поэтому в качестве первой меры к упорядочению практики поминовения, по мнению святителя, необходимо было вернуть богослужению все то, что забыто, сокращено, опущено: будничные заупокойные литии, великую панихиду в пяток вечера, ежедневную полунощницу, каноны, стихиры, седальны и все другие песнопения на заупокойных последованиях. Обо всех этих службах и рассказывает автор на страницах книги.
7. Как говорит святитель Афанасий, «кто действительно жаждет спасения, тот должен любить Святую Церковь, единственную надежную руководительницу ко спасению. А кто действительно любит Церковь, тот должен любить и все то, что дано Ею нам в руководство, что завещано Ею и установлено. В частности, в отношении к богослужению должна быть дорога всякая малейшая деталь, не только потому, что она имеет свой глубокий смысл и ценна сама по себе, но и потому, в особенности, что она дана нам Святою Церковью. И всякую такую деталь, всякую даже богослужебную мелочь (если не грешно так выразиться), любящие Церковь будут так же бережно хранить, как храним мы какой-нибудь незначительный сам по себе, но бесценно дорогой для нас предмет после любимой матери. Любовь к Церкви побудит внимательнее вникать во все подробности Устава, что даст возможность открыть смысл многого такого, что раньше казалось непонятным. А это, в свою очередь, побудит еще сильнее полюбить Церковный Устав и богослужение, еще бережнее к нему относиться и еще тщательнее хранить его и исполнять».
***
По мнению святителя Афанасия, знание практики поминовения усопших покажет богомольцам всю красоту нашего богослужения, всю заботу Святой Церкви о поминовении наших родных, отошедших в мир иной, и даст возможность всем желающим удовлетворить полностью всё, что предъявляет любовь к усопшим. Самое же главное в деле упорядочения богослужения вообще, заупокойного в частности, - это, по словам святителя Афанасия (Сахарова), - воспитать пастыря и пасомых, в духе церковности, в любви к Святой Церкви, послушании Ей, смиренной покорности Ее святым Уставам, а затем - широкое ознакомление с богослужением, с Церковным Уставом вообще и в частности со значением и стройной системой церковных правил о поминовении.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!