У книжной полки. О покаянии, причащении Святых Христовых Таин

28 февраля 2023 г.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» — такую умилительную молитву слышим мы каждую субботу на всенощном бдении в великопостный период. Её, по словам святителя Феофана Затворника, «влагает нам в уста Святая Церковь, начиная приготовлять нас к Покаянию» задолго до начала Четыредесятницы. Призывают к покаянию и проповеди этого великого учителя Церкви. Тем более что произнесены они святителем Феофаном в дни Великого поста. Как отмечает Владыка, он не раз говорил о значении сих дней, однако не хочет паству свою оставить «без каких-нибудь напоминаний в руководство к спасительному препровождению наступившего времени». И сегодня мы имеем возможность встать в ряды этой паствы и получить спасительное руководство от святителя Феофана благодаря книге, в которой собраны его проповеди на Великий пост.

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве «Правило веры» и называется – «О покаянии, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни». В этом сборнике с возможной полнотой представлен опыт святителя Феофана Затворника, великого учителя Русской Церкви, глубочайшего церковного ученого, подлинного аскета и молитвенника. Опыт, который изливается на читателя со страниц в простых, но ясных словах о главном в христианстве: покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин, хранении чистоты и путях богоугождения. Проповеди, собранные в этом издании, произнесены были святителем в различные годы в период от Недели мытаря и фарисея до Великого (Страстного) Четверга включительно и раскрывают важнейшие смыслы различных периодов подготовки и проведения Великого поста, а также событий Страстной седмицы и значения их для православных христиан.

2. Эти проповеди, по словам Святителя, «отобраны и издаются в этом составе с той целью, чтобы доставить говеющим приспособленное к их настроению и потребностям духовным чтение, а пастырям, ревнующим о назидании говеющих, дать возможность иметь всегда под руками что предложить с церковной кафедры, коль скоро сами не удосужатся составить свое поучение. Предметы, в них раскрываемые, — это убеждения к перемене жизни, недоброй на добрую, потребность покаяния и исповеди, достойное приступание к Святым, Пречистым и Животворящим Христовым Тайнам и сохранение доброго намерения жить исправно, какое полагаемо бывает в покаянии и запечатлеваемо Святым Причастием».

3. Проповеднические труды святителя Феофана имеют целью убедить православного христианина «возыметь стыд и омерзение ко греху и, оставя грех, идти путем правым, путем покаяния, к Отцу Небесному». «Великий пост! - говорит архипастырь, - благодарение Господу, сподобившему нас дожить до сего времени душеспасительного! Помолимся, да поможет Он нам и воспользоваться им, по Его благим о нас намерениям». Семь лет архипастырского служения последовательно на двух кафедрах - сначала в Тамбове и затем во Владимире - были для Преосвященного Феофана временем его неутомимых забот о благе своих пасомых. Он часто ездил по епархии, возобновлял храмы и всей полнотой любящего сердца жил со своими пасомыми, отечески заботясь об их благе и спасении.

4. Всегда ласковый, приветливый, он со всеми - какого бы сана, положения и возраста кто ни был - обращался с примерным благодушием и величайшею кротостью. Везде святитель неустанно совершал богослужения, произнося каждый раз глубоко назидательные поучения. Обращаясь к пастве в дни великопостного периода, святитель отмечает, что многие из прихожан уже не в первый раз встречают время сие и не раз слышали наставления от него на прохождение великопостного поприща. Да и сами слушающие его не раз сами «делом испытали, как проводятся эти дни на созидание себя и как проводятся на разорение». Казалось бы, уже и наставлений не нужно. Довольно сказать: «Братие и отцы, сотворите так, как уже знаете, как внушает вам ваша совесть и учит ваш опыт, только чтоб все обращалось в созидание ваше и спасение душ ваших».

5. Но всё же не может духовный наставник оставить чад своих «без каких-нибудь, хотя общих, напоминаний в руководство к спасительному препровождению наступившего времени». И снова наставляет паству свою мудрыми словами своими. Так, например, на первой седмице Великого поста, было это в 1865 году, епископ Феофан, обращаясь к прихожанам, сказал: «Господь и Спаситель наш всех зовет к Себе, говоря: «Покайтеся, приблизилось Царствие Божие!» (Мф.4, 17). Послушаем утешительного гласа сего и поспешим ко Господу. Царствие Божие – какое великое благо! И Покаяние – какое легкое, подручное и скородейственное средство! Особенно в дни сии, когда и порядок жизни, и общий голос, и пример, и это трогательное, сокрушенным умилением проникающее богослужение против воли влекут к слезам и покаянию! Правильно святой Апостол пред началом поста, в сыропустное воскресенье всех оглашал: «Се, ныне время благоприятно! Се, ныне день спасения!» (2Кор.6, 2)».

6. Именно теперь нам подобает, по словам святителя Феофана, пробудить душу «от сна греховного, довести ее до того, чтоб она увидела опасность греха, восчувствовала сию опасность и озаботилась избавиться от нее». Спросите, как же это сделать? На это святитель отвечает: «этого никто не может для вас сделать кроме вас самих. Самим вам надо войти внутрь себя и, став пред усыпленною грехом душою, будить ее от сего сна, как кто может и как сумеет. В сие святилище ваше никакое стороннее лицо не может проникнуть и того, что там должно произойти, никаким внешним делом и подвигом произвести нельзя: все там совершается сокровенным разглагольствием вашим с душою своею, пред лицем Единого Господа, от Которого ничто не сокрыто. Разглагольствие с собою, уговаривание души – это главный прием для пробуждения ее от сна греховного».

7. В своих проповедях Святитель рисует картины Страшного суда, рассказывает об уловках врага и приемах борения с ним, обличает леность души и немилосердие сердца, и прямо описывает, как «должно нам расположиться и действовать, чтоб достойно приступить к Святым Тайнам». Преосвященный автор напоминает, что крестоношение есть неизбежная доля христианина и, более того, всем нам совершенно необходим крест самораспинания. «Действительное изменение и исправление жизни цель всего устроения нашего спасения», - указывает Святитель и настоятельно советует нам озаботиться навсегда удержать Господа в себе.

***

Проповеди святителя Феофана Затворника — истинная сокровищница святоотеческого учения о спасении. Особенно если это проповеди, произнесенные в период приуготовительных недель и самого Великого поста, а также Страстной седмицы. По словам святителя, «коротко уже дорогое время - время поста и покаяния! Пропустил; дождешься ли его снова?» Говорит это епископ Феофан тем, кто «еще не примирился с Господом, и видят себя отягченными множеством грехов». Говорит «в предостережение, как бы кто, отлагая неделю за неделею говение, и совсем не отложил его в этот пост». Иначе «будет целый год томиться под тяжестью грехов и гнева Божия за них. И хорошо еще, если доживет до следующего благоприятного времени», когда вновь услышит слова, призывающие к покаянию.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать