У книжной полки. О чем душа скорбит

13 марта 2024 г.

В непростое время духовного возрождения уверовавший человек, становясь на путь духовной жизни, встречает множество препятствий. Зачастую это связано с тем, что несколько поколений предков были вырваны из церковной жизни, прекратилась живая передача традиций, уклада жизни православной семьи, прервалась молитвенная память. Да и реалии современности порой ставят перед верующим много вопросов. Поэтому Господь воздвигает пастырей, которые, как маяки, указывают правильный путь в духовной жизни. Одним из таких пастырей был схиархимандрит Зосима (Сокур). О батюшке рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется – «О чем душа скорбит. Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура)».

***

1. В этом году исполнится 80 лет со дня рождения схиархимандрита Зосимы (Сокура). К этой знаменательной дате в издательстве Сретенского монастыря в серии «Подвижники благочестия 20 века» и была переиздана книга – «О чем душа скорбит». Авторы-составители - иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко) - были духовными чадами батюшки. Они составили самое полное на сегодняшний день жизнеописание схиархимандрита Зосимы, собрали уникальные фотографии из разных периодов его жизни, привели свидетельства и воспоминания его духовных чад, а также слова, проповеди и поучения батюшки.

2. В первой части издания дается подробное и точное жизнеописание отца Зосимы. Свой рассказ автор повествования, иеромонах Тихон (Васильев), начинает так: «3 сентября 1944 года в тюремной больнице появился на свет Божий человек. Это был худенький, очень болезненный мальчик. После всего того, что пришлось испытать его матери перед самым его рождением, никто почти не надеялся, что он выживет. И уж конечно, никто и не предполагал, что он будет великим подвижником веры Христовой, духовником и старцем, основателем храмов и монастырей. Мальчика назвали простым русским именем – Иван». Воспитанный с детства в благочестии и молитве, он уже юном возрасте немало пострадал за веру».

3. О его родителях, - говорит автор, - нам известно не очень много. Вот что говорил о них сам батюшка: «... Мать моя была глубоко верующей простой крестьянкой из Винницкой губернии, отец был из донских казаков... Господь сподобил меня воспитываться в сиротском детстве без отца. И в благочестивой семье». О его отце, которого звали Алексей, можно добавить лишь то, что он погиб на Западной Украине во время войны. Память убиенного воина Алексия батюшка Зосима всегда особо чтил, совершая торжественную службу в день его Ангела - Алексия, человека Божия. Мать же его, Мария Ивановна Сокур, родилась в 1904 году в большой крестьянской семье. В марте 1940 года она была арестована и помещена в Винницкую городскую тюрьму.

4. Ее обвинили в участии в контрреволюционной монархической организации — «Истинно Православной Церкви» и в антисоветской деятельности. После пребывания в Винницкой тюрьме Марию отправили в ссылку в далекий Верхотурский край. Обстоятельства встречи Марии и Алексея, родителей будущего старца, автору неизвестны. Однако именно там, в глухом поселке Касалманка, в тюремной больнице и родился Ваня Сокур. Как пишет отец Тихон, «школьные годы для многих – веселые, для верующего мальчика оказались годами недетских испытаний и настоящего исповедничества». Но эти испытания только укрепляли его в твердом стоянии за веру православную, и воспитали в нем замечательного пастыря. «Так мы верой и живем, - говорил отец Зосима впоследствии, - что какие силы сейчас не восставали бы на Церковь, веруйте твердо, и не унывайте, знайте: Церковь пребудет до скончания века».

5. Во время атеистического гнета, а затем политических и духовных колебаний в стране, нестроений и перемен призвал Господь на Свою ниву отца Зосиму. В обществе шла перестройка социальная, экономическая, политическая, а в Церкви начиналось возрождение духовной жизни. Начался большой приток верующих в храмы, изголодавшихся духом и душой. И вот этим жаждущим веры, жизни духа людям, и молодым, и старым, необходимо было дать пищу - верное духовное руководство. Духовное руководство, - по словам авторов, дело весьма ответственное и непростое. Оно осуществляется не только и личной беседе духовника с чадом, но во всей жизни пастыря.

6. Все здесь имеет значение: личная вера, молитвенность, слово проповеди, манера поведения - в общем, все то, что проявляет внутренний дух пастыря. Ответственность же здесь сугубая - и за себя, и за тех, кто доверился руководству, перед Богом, а цель совместного пути - жизнь вечная. Отцу Зосиме вверяли свои души десятки тысяч верующих России, Украины, Белоруссии, других бывших союзных республик и дальнего зарубежья. Среди его многочисленной паствы встречаются люди разных социальных категорий и достатка - от крестьянки до президента. Для каждого у отца Зосимы, как мудрого и опытного священника, находились нужные слова: для кого - утешения, ободрения, для кого - предостережения и вразумления.

7. Но главное - эти слова были пережиты, выстраданы им самим, это - опыт Православной Церкви, пропущенный через свою жизнь. Это, по словам авторов книги, основная ценность пастырских трудов схиархимандрита Зосимы: священнослужителя, храмостроителя, духовника, проповедника. Поэтому важным представляется анализ гомилетического наследия отца Зосимы с точки зрения православного вероучения, ведь жизнь и слово священника - две важнейшие составляющие, формирующие его образ как доброго пастыря Христова «малого стада». Соответствующий анализ был выполнен иеромонахом Зосимой (Мельником) и представлен во второй части издания. Источником информации для этой работы были в основном записи проповедей батюшки, воспоминания и письма общавшихся с ним людей.

8. Незадолго до своей блаженной кончины старец стал основателем двух монастырей - мужского и женского в селе Никольском Донецкой области. Женский монастырь получил наименование в честь свт. Николая Чудотворца, а мужской – в честь свт. Василия Великого. Обе обители под омофором Пресвятой Богородицы именуются вместе Свято-Успенской Николо-Васильевской обителью. Страницы монастырской летописи, которую со времени основания обители ведет матушка схимонахиня Евфросиния (Бондаренко), и избранные воспоминания духовных чад дополняют удивительно целостный образ человека, всю свою жизнь посвятившему на служение Богу. Особый раздел составляют биографические очерки о духовных наставниках отца Зосимы, которыми издатели и завершают эту книгу.

***

В этой книге, наряду с жизнеописанием отца Зосимы и воспоминаниями о нем, содержатся наставления батюшки о том, как строить отношения с ближними и бороться со страстями, как создать крепкую семью и воспитать детей в христианском благочестии, как избежать пагубного влияния современного мира и как в наше непростое время жить по заповедям Божиим. Эта книга, по словам издателей, будет интересна всем, кто ищет ответов на самые разные духовные и житейские вопросы, кто нуждается в совете, поддержке и утешении, и тем, кто хочет узнать больше об известном подвижнике, проповеднике и духовнике.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать