Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Из завещания Семена Лескова сыну Николаю, будущему писателю: Любезный мой сын и друг! Выслушай меня и, что скажу, исполни: Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих. ...Люби вообще всех твоих ближних, никем не пренебрегай, не издевайся... ...Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах. ...Будь признателен ко всем твоим благотворителям. Черта сия сколько похвальна, столько же полезна. Я хотел бы излить в тебя всю мою душу, но довольно, моя минута приближается. Остальное предпишет тебе твоя мать и собственное твое благоразумие... Бог тебе на помощь!» Слова эти обратил к сыну Николаю выходец из духовной среды Семен Дмитриевич Лесков.
Сын и внук русских священников, выпускник семинарии, Семен Дмитриевич не пошел по духовной стезе, избрал гражданское служение, но веровал в Бога крепко, подолгу, как писал наследник его, Николай, «маливался ночью перед греческого письма иконою Спаса Нерукотворенного». Равно и мать, Мария Петровна (урожденная Алферьева). была религиозна: читала дома акафисты, каждое первое число месяца заказывала молебны, приучая к тому сына. Николай с благодарностью вспоминал и другого своего наставника веры - орловского священника Остроградского - превосходного христианина, друга отца и друга всех его детей, «которых он мог научить любить правду и милосердие».
Шестнадцати лет отроду, не доучившись в гимназии, Николай Лесков остался сиротой — отец умер от холеры. Пришлось зарабатывать на жизнь: сначала — помощником столоначальника в Орловской палате уголовного суда, затем — в Киевской казенной палате и наконец — в компании мужа своей тетки «Шкот и Вилькенс». Последнее место оказалось самым благотворным для молодого человека. «...Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — писал впоследствии Николай Семенович. В начале 1860-х Лесков с семьей перебрался в Санкт-Петербург, стал сотрудничать со столичными газетами и журналами, более всего — с «Отечественными записками» и «Северной пчелой», и с этих пор идет отсчет его писательской деятельности. Одно за другим в печати появляются повести и рассказы Лескова. Правда, поначалу печатался он под псевдонимами.
Среди наиболее заметных, знаковых произведении той поры — «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница». В 1872-м выходят «Запечатленный ангел» — о чуде, приведшем раскольников в Православие, — и «Очарованный странник» с его удивительным героем - монахом-паломником Иваном Северьяновичем Флягиным. Лесковский странник не просто полюбился читателям, он покорил сердца русских людей, воскресил в их душах былинный образ Ильи Муромца. Интересное свидетельство оставил писатель Иероним Ясинский: «Когда-то в киевский Владимирский собор, где работали художники во главе с Виктором Васнецовым, я принес книжечку с "Очарованным странником", и на два дня прекратились все работы. Жадно схватилась художественная братия за книгу и не могла оторваться от нее. Приехал митрополит Флавиан (Городецкий) взглянуть, как идут работы, а ему объяснили, почему они приостановились. Он покачал головой, взял книжечку с собою, и потом [искусствовед] Прахов рассказывал, что и он два дня не мог оторваться».
В 1872-м на страницах «Русского вестника» печатается роман «Соборяне». С этого времени основными героями произведений Лескова становятся представители духовенства, «литературное творчество Лескова, - по словам Горького, становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников». «Праведники» — такое обобщающее название дал Лесков своему сборнику, вобравшему рассказы о простых людях праведной жизни, коим нет числа на Святой Руси. Как писал один из критиков, всех их объединяет «прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться со злом». Да и сам Лесков не раз подчеркивал, что его задача — бичевать зло на земле, ибо «общество более всего нуждается в оздоровлении его духа, и это зависит менее от власти, чем от нас».
В 1881 году Лесков составил и опубликовал «Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания». В 1880-х — самом начале 1890-х годов работал над циклом легенд о ранних христианах Египта и Ближнего Востока. В них он искал идеалы подлинно совестной жизни под палящим солнцем Африки, на улицах древних сирийских городов, среди пустынников Палестины. По сути, труд его явился художественным переложением пролога — сборника житий святых, составленного в Византии в X-XI веках. Эти легенды и вошли в этот сборник. Красной нитью через все произведения проходит заповедь Христа: «Да любите друг друга». Именно эта заповедь была главной проповедью жизни Лескова. Он видел, что мир нуждается в ней, и верил, что верная, любящая душа способна исцелять и преображать окружающих людей, спасая для Вечности тех, кто находится рядом.
Так, в легенде «Прекрасная Аза» девушка-египтянка жертвует собой, чтобы спасти целый род. В «Аскалонском злодее» разбойник, наделенный именем Анастас (Воскресший), переживает духовное возрождение и обращается к человечности, наблюдая в темнице любовь и верность юной красавицы-жены, приходящей к заключенному мужу. В «Сказании о Федоре-христианине и друге его Абраме-жидовине» детская любовь и дружба помогают преодолеть вражду между евреем и христианином и обоим не убояться осуждения и гонения от «своих» за помощь «чужим». Лесков убежден, что человек должен жить в мире, расточая себя в делах любви ради людей, что индивидуальное спасение отгородившегося от мира подвижника не угодно Богу. Об этом говорят его произведения «Скоморох Памфалон» и «Легенда о совестном Даниле».
***
Лесков умер в 1895-м, шестидесяти двух лет от роду, от застарелой астмы и похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге. На могиле его — простой каменный крест, имя и две даты: рождения и смерти. А между ними — жизнь по отчему завещанию и собственному разумению во исполнение раз данного отцовского завета... Пройдут годы, и литературный критик князь Д. П. Святополк-Мирский скажет проникновенно и просто: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть. А Максим Горький, осмысливая жизненный подвиг Лескова, подведет черту: он «пронзил всю Русь».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!