У книжной полки. Нерукотворный образ Спасителя

29 августа 2022 г.

Нерукотворный образ Христа, или иначе - «Спас Нерукотворный», - самая древняя и самая почитаемая иконописная святыня. Это - отпечаток лика, оставленный Спасителем на простом полотенце, который стал одним из главных символов Православия. Изображения Святого Убруса помещали над входами в храмы, на воинские знамена, на нательные кресты, он был в каждом иконостасе, занимал важное место в системе росписей. С чудесной историей этого образа, с его удивительной «биографией» и богословской символикой вас познакомит очередная книга из серии «Русская икона: образы и символы». Ее мы представляем сегодня вашему вниманию.

***

1. Уникальная книжная коллекция «Русская икона: образы и символы» - это настоящая энциклопедия православной культуры! Ученые, художники и священники раскрывают секреты и тайные смыслы шедевров живописи - иконописи. Русская икона - одна из вершин духовного творчества человечества. Назначение икон - являть Бога. Насколько же художественно совершенным должен быть образ, чтобы выполнить эту задачу? Иконы создавались ради художественного созерцания и прикосновения к Божественному, для «замедленного чтения», о котором современному человеку трудно составить представление. Авторы предлагают «медленно прочесть» иконы, чтобы почувствовать их красоту и понять смысл, разобраться, чем отличаются дешевые подделки от подлинных шедевров.

2. Так, сегодня перед нами книга «Нерукотворный образ Спасителя». Автор издания - Лилия Михайловна Евсеева, кандидат искусствоведения, закончила русское отделение филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Ее диссертация на степень кандидата искусствоведения была посвящена теме - «Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника». С 1965 года работает в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (научным сотрудником, затем зав отделом). Опубликовала около 70 научных работ (монографии, статьи, каталоги). В их числе и данная книга. На ее страницах Лилия Михайловна рассказывает о византийских и русских шедеврах - изображениях Спаса - и о том, какую роль они играли в религиозной, культурной и даже политической жизни христианских стран.

3. Как и предыдущие издания, эта книга включает в себя четыре главы: «Сюжет и почитание», «Образы и символы», «Образ в прикладном искусстве» и «Рассказ об одном шедевре». В первой главе «Сюжет и почитание» автор в частности пишет: «Предание о плате с чудесным изображением Христа возникло в глубокой древности, может быть, на заре христианства. В конце VI в. о нем упоминает в своей Церковной истории греческий писатель Евагрий Схоластик. Но только X в. предание, причем в нескольких вариантах, было записано в Константинополе, или Царьграде, как называли столицу Византийской империи русские. Была составлена Повесть «Константина, во Хриcте царе вечного императора рамеев, повесть собранная из различных историй, о посланном Авгарю нерукотворном божественном образе Иисуса Христа Бога нашего, и как из Эдессы он был перенесен в сей счастливейший Константинополь царь городов».

4. Автором повести назван византийский император Константин VII Багрянородный (правивший с 945 по 953 г.). Но вероятней всего, ее писали трудившиеся по его указанию книжники императорского двора. Согласно Повести, во времена, когда Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос ради исправления рода нашего поселился с нами, правитель Эдессы в Сирии Авгарь много лет не мог исцелиться от мучивших его страшных болезней. Слуга правителя по имени Анания «идучи из Египта Палестину», встретил Христа, творящего чудеса исцеления. По возвращении в Эдессу он рассказал о них своему правителю. Авгарь послал со слугой письмо Христу с просьбой прийти в Эдессу и исцелить его. А самому слуге наказал написать портрет Иисуса.

5. Анания возвращается в Палестину, находит творящего чудеса Христа и передает Ему послание своего господина. Спаситель отвечает правителю Эдессы письмом, где обещает после исполнения воли пославшего Его Отца отправить к царю одного из своих учеников, чтобы тот исцелил больного. Зная о наказе Авгаря «принести подобие Его образа», Христос совершил чудо: омыл водой лицо, а затем отер с него влагу поданным Ему полотенцем, на котором и отпечатался Лик Спасителя. Этот образ Анания отнес Авгарю, от которого тот получил исцеление.

6. Впоследствии Убрус был перенесен в Константинополь, а в честь его перенесения установлен праздник. О том, что реально представлял собой этот торжественно перенесенный из Эдессы в Царьград и хранившийся в дворцовой церкви образ, рассказывает следующая глава книги под названием «Образы и символы». А в ее третьей части автор рассматривает, то какое отражение Спас Нерукотворный нашел в прикладном искусстве. Завершает издание как обычно рассказ об одном шедевре. Здесь автор рассказывает об иконе, которая была обнаружена экспедицией Третьяковской галереи в селе Новое на реке Ухтоме в северной части Ярославской области в 1966 году.

7. В заброшенной, стоявшей с распахнутыми дверями, церкви этого села участники экспедиции обратили внимание на доску, которой было забито окно: тонкую, прекрасной выделки. Доска явно знала когда-то лучшие времена. С такой тщательностью в древности выделывали только основы для икон. Отодрав осторожно доску от окна, ученые убедились, что это икона, к тому же сохранившая свой живописный слой, так как на улицу она была повернута тыльной стороной. Икона была вывезена в Москву и поступила в собрание Третьяковской галереи. Через год, после реставрации, образ был показан на выставке и поразил силой и красотой своей живописи. Подробнее об этой находке и рассказывает далее автор.

8. Лик на полотне, подобном небесной заре. Не написанный красками на этом полотне-плате, не шитый по нему нитями, но как бы выступающий на его фоне твердым рельефом. Черты лика совершенные, а неестественно больших сверкающих глазах - неиссякаемая духовная сила. Образ являет собой некую высшую божественную реальность. Таким видели русские мастера чудо запечатленный на плате лик Христа. Этот образ повторяли художники веками, представляя его и на сияющем золотом фоне, и на белом или цветном полотне, изображая его в размер человеческого лица или делая его огромным. Нерукотворный Образ стал основным, главным и самым чтимым изображением Христа на русских иконах, крестах в церковной утвари. Обо всем этом говорится на страницах книги.

***

Книги серии «Русская икона: образы и символы» написаны простыми словами, с любовью и глубоким знанием дела. Их авторы - профессионалы, которые посвятили иконе жизнь. Все тома серии написаны сотрудниками Русского музея, Музея имени Андрея Рублева, Третьяковской галереи, Музеев Московского Кремля, а также Института искусствознания. Эти книги адресованы широкому кругу читателей, тем, кто интересуется русской иконописью: как серьёзным знатокам, так и тем, кто только начинает своё знакомство с древней отечественной культурой. Они могут стать незаменимым пособием для преподавателей и учащихся художественных школ, на уроках по истории религии и основам православной культуры.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать