***
1. Уникальная книжная коллекция «Русская икона: образы и символы» - это настоящая энциклопедия православной культуры! Ученые, художники и священники раскрывают секреты и тайные смыслы шедевров живописи - иконописи. Русская икона - одна из вершин духовного творчества человечества. Назначение икон - являть Бога. Насколько же художественно совершенным должен быть образ, чтобы выполнить эту задачу? Иконы создавались ради художественного созерцания и прикосновения к Божественному, для «замедленного чтения», о котором современному человеку трудно составить представление. Авторы предлагают «медленно прочесть» иконы, чтобы почувствовать их красоту и понять смысл, разобраться, чем отличаются дешевые подделки от подлинных шедевров.
2. Так, сегодня перед нами книга «Нерукотворный образ Спасителя». Автор издания - Лилия Михайловна Евсеева, кандидат искусствоведения, закончила русское отделение филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Ее диссертация на степень кандидата искусствоведения была посвящена теме - «Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника». С 1965 года работает в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (научным сотрудником, затем зав отделом). Опубликовала около 70 научных работ (монографии, статьи, каталоги). В их числе и данная книга. На ее страницах Лилия Михайловна рассказывает о византийских и русских шедеврах - изображениях Спаса - и о том, какую роль они играли в религиозной, культурной и даже политической жизни христианских стран.
3. Как и предыдущие издания, эта книга включает в себя четыре главы: «Сюжет и почитание», «Образы и символы», «Образ в прикладном искусстве» и «Рассказ об одном шедевре». В первой главе «Сюжет и почитание» автор в частности пишет: «Предание о плате с чудесным изображением Христа возникло в глубокой древности, может быть, на заре христианства. В конце VI в. о нем упоминает в своей Церковной истории греческий писатель Евагрий Схоластик. Но только X в. предание, причем в нескольких вариантах, было записано в Константинополе, или Царьграде, как называли столицу Византийской империи русские. Была составлена Повесть «Константина, во Хриcте царе вечного императора рамеев, повесть собранная из различных историй, о посланном Авгарю нерукотворном божественном образе Иисуса Христа Бога нашего, и как из Эдессы он был перенесен в сей счастливейший Константинополь царь городов».
4. Автором повести назван византийский император Константин VII Багрянородный (правивший с 945 по 953 г.). Но вероятней всего, ее писали трудившиеся по его указанию книжники императорского двора. Согласно Повести, во времена, когда Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос ради исправления рода нашего поселился с нами, правитель Эдессы в Сирии Авгарь много лет не мог исцелиться от мучивших его страшных болезней. Слуга правителя по имени Анания «идучи из Египта Палестину», встретил Христа, творящего чудеса исцеления. По возвращении в Эдессу он рассказал о них своему правителю. Авгарь послал со слугой письмо Христу с просьбой прийти в Эдессу и исцелить его. А самому слуге наказал написать портрет Иисуса.
5. Анания возвращается в Палестину, находит творящего чудеса Христа и передает Ему послание своего господина. Спаситель отвечает правителю Эдессы письмом, где обещает после исполнения воли пославшего Его Отца отправить к царю одного из своих учеников, чтобы тот исцелил больного. Зная о наказе Авгаря «принести подобие Его образа», Христос совершил чудо: омыл водой лицо, а затем отер с него влагу поданным Ему полотенцем, на котором и отпечатался Лик Спасителя. Этот образ Анания отнес Авгарю, от которого тот получил исцеление.
6. Впоследствии Убрус был перенесен в Константинополь, а в честь его перенесения установлен праздник. О том, что реально представлял собой этот торжественно перенесенный из Эдессы в Царьград и хранившийся в дворцовой церкви образ, рассказывает следующая глава книги под названием «Образы и символы». А в ее третьей части автор рассматривает, то какое отражение Спас Нерукотворный нашел в прикладном искусстве. Завершает издание как обычно рассказ об одном шедевре. Здесь автор рассказывает об иконе, которая была обнаружена экспедицией Третьяковской галереи в селе Новое на реке Ухтоме в северной части Ярославской области в 1966 году.
7. В заброшенной, стоявшей с распахнутыми дверями, церкви этого села участники экспедиции обратили внимание на доску, которой было забито окно: тонкую, прекрасной выделки. Доска явно знала когда-то лучшие времена. С такой тщательностью в древности выделывали только основы для икон. Отодрав осторожно доску от окна, ученые убедились, что это икона, к тому же сохранившая свой живописный слой, так как на улицу она была повернута тыльной стороной. Икона была вывезена в Москву и поступила в собрание Третьяковской галереи. Через год, после реставрации, образ был показан на выставке и поразил силой и красотой своей живописи. Подробнее об этой находке и рассказывает далее автор.
8. Лик на полотне, подобном небесной заре. Не написанный красками на этом полотне-плате, не шитый по нему нитями, но как бы выступающий на его фоне твердым рельефом. Черты лика совершенные, а неестественно больших сверкающих глазах - неиссякаемая духовная сила. Образ являет собой некую высшую божественную реальность. Таким видели русские мастера чудо запечатленный на плате лик Христа. Этот образ повторяли художники веками, представляя его и на сияющем золотом фоне, и на белом или цветном полотне, изображая его в размер человеческого лица или делая его огромным. Нерукотворный Образ стал основным, главным и самым чтимым изображением Христа на русских иконах, крестах в церковной утвари. Обо всем этом говорится на страницах книги.
***
Книги серии «Русская икона: образы и символы» написаны простыми словами, с любовью и глубоким знанием дела. Их авторы - профессионалы, которые посвятили иконе жизнь. Все тома серии написаны сотрудниками Русского музея, Музея имени Андрея Рублева, Третьяковской галереи, Музеев Московского Кремля, а также Института искусствознания. Эти книги адресованы широкому кругу читателей, тем, кто интересуется русской иконописью: как серьёзным знатокам, так и тем, кто только начинает своё знакомство с древней отечественной культурой. Они могут стать незаменимым пособием для преподавателей и учащихся художественных школ, на уроках по истории религии и основам православной культуры.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!