У книжной полки. Нерентабельные христиане

6 октября 2022 г.

Обращаясь к книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, вспоминаются следующие слова из песни: «Мне город суетой своею стал мешать, хочу я на природу от него сбежать, не насовсем сбежать, но всё ж сбежать!» Каждому человеку, который живет в большом мегаполисе, рано или поздно хочется уехать от него подальше, куда-нибудь в лес, или деревенскую глубинку, и там отдохнуть, причем отдых этот может быть сопряжен с работой в огороде. Здесь, вдали от городской суеты, истощенная душа может набраться сил и начать по-настоящему жить. Так считает автор книги, которая вышла в свет в издательстве Никея под названием - «Нерентабельные христиане».

***

1. Автор этой книги - Петр Михайлович Давыдов – прозаик, журналист, путешественник, в предисловии книги отмечает, что именно сейчас, «благодаря всяким кризисам, пандемиям и прочим испытаниям, мы становимся свидетелями и участниками доброго явления: люди вдруг вспомнили, что в России, помимо мегаполисов, есть, оказывается, деревня. Недоубитое массовым исходом, перестройкой, укрупнением, коллективизацией, оптимизацией - село. И оно, село, оказывается, не просто продолжает жить, хоть и скромно, но еще и кормить все эти города. Отмечает автор и еще одну особенность, с желудком не связанную: вдали от суеты и агрессии живется почему-то спокойно.

2. Все мы сегодня знаем, что в одну какую-нибудь новостройку на окраине легко влезет штук десять деревень, но, как говорит автор, - жители этой новостройки никогда не будут в состоянии относиться друг к другу так, как это было бы, живи они в естественной среде обитания. Мир человека сузился до лифта-подъезда-троллейбуса-метро-работы (точнее, офиса) – магазина (точнее, «маркета») – «здрасьте» сквозь зубы со взглядом в сторону. Так себе широта русской души, если честно, - замечает Петр Давыдов. И тут у кого-то возникает протест: хочу на волю. Желаю, понимаете, жить в своем собственном доме, пусть не в дворце, но своем, где я – хозяин.

3. Дышать хочу свежим воздухом, смотреть людям прямо в глаза, говорить на «о», и пусть смеются. Желаю быть хозяином, поедать свою картошку, свой лук-чеснок. В баню хочу, в конце концов, и чтоб не звонить за пару дней – заказывать сауну на часик! А еще хочу молиться. Молиться так, чтобы, учась видеть красоту созданного мира, учиться благодарить и его Создателя. Его – и моего Создателя. Насчет красоты – так это только уметь смотреть надо: оглянись просто, присмотрись чуть внимательнее, и вряд ли ты, единожды осознанно тут, в настоящей-то России, побывавший, когда-нибудь забудешь это чувство – добрая такая оторопь, восторг и тихая, светлая радость».

4. Далее автор рассказывает о священнике Алексии Новикове, который и открыл ему, городскому жителю, все достоинства деревни. Полностью этот рассказ читатели сами смогут прочитать, открыв эту книгу на первых ее страницах, мы же приведем только его фрагмент. Вот что отец Алексий в частности говорит о жизни в городе и деревне: «Принципиально я не против жизни в городе. Спасаться можно где угодно, хоть в горах, хоть в городах. Поэтому преимущества моей деревенской жизни – личного плана. Мне, когда я приехал выбирать дом, сразу здесь понравилось. Как-то сердце легло. И со временем это благодатное чувство только окрепло. Последние годы город меня стал ощутимо тяготить; может быть, молодость прошла, зрелость наступила…

5. Каждый из нас, - отмечает батюшка, - так или иначе ищет, где «лучше», «глубже», а у меня получилось еще и «дальше». Дальше от мегаполиса. Позже я понял, что отчетливое влияние большого города перестает ощущаться, когда отдалишься от него не менее чем на 500 верст. Город, когда он принимает приезжего человека, распыляет его на атомы. Когда человека принимает деревня, она его не только оставляет целым, но зачастую и исцеляет его». И далее автор со слов отца Алексия повествует о других достоинствах деревни, после чего открывается первая часть книги, в которой собраны живые и правдивые рассказы о жителях северной глубинки. Стойких и смелых. Простодушных и гостеприимных. Невероятно мудрых, но в тоже время немного наивных. О вольных жителях деревень — тех, кто никогда не поменяет суровую свободу малой родины на комфорт в «капсуле» многоэтажного дома.

6. По словам издателей, рассказы Петра Давыдова остроумны и легко читаются. Однако чтение не просто развлекательное, а по-своему глубокое и познавательное, поскольку одна из центральных тем сборника — бегство городских из мегаполисов в глушь — невероятно актуальна сегодня. Автор беззаветно влюблен в своих героев и места, где протекает их размеренная жизнь. Читателя ждет встреча с Фаиной Огурцовой и Слободаном Лютым, Галей Сало и Пашкой-енотом, местной «балериной» и Лешей Метром. Их истории могут развеселить читателя и, в то же время, что-то поменять и в нашей жизни. Так, например, рассказ об одном коте с крайне дурным характером может отбить охоту брать на себя непосильные подвиги. А бабушка, которая только и знает, что читать морали, подаст пример доброты и заботы о людях. И еще много юмора и тонких жизненных наблюдений.

7. Приведем в пример один из рассказов. Он называется – «Как отец Константин не читал нам мораль». «Думаю, - пишет автор, - каждый оказывался в крайне неприятном положении, когда приходилось употреблять неимоверные усилия, чтобы хоть попытаться сохранить спокойствие и доброжелательность в храме в случае, если вдруг раскричится-раскапризится какой-то ребенок, которого ведут или несут к Причастию. Нервничают и волнуются все: и священник, и бедные родители, суетятся и толкаются окружающие». Как повествует автор, созерцая эту печальную картину, «отец Константин, пожилой уже священник, не стал ни шуметь, ни суетиться. Он, обвел взглядом нас, прихожан, и громко спросил: «Дорогие братья и сестры, есть среди вас кто-нибудь, кто соблюдает пост в среду и пятницу?»

8. Вот тут наступила полная тишина. Все начали переглядываться. Краснея. А ребенок продолжает извиваться. Тут из задних рядов вышла, ужасно робея, какая-то бабушка и, смотря в пол, говорит отцу Константину: «Я дак пошшусь, конечно, но уж больно я грешница дак». По-вологодски так говорит, окает, стесняется. Священник говорит ей: «Дорогая ты моя, возьми, пожалуйста, младенца и поднеси его к Чаше!» Та протянула руки к ребенку, и тот затих мгновенно — как и не было всей этой истерики. Взгляд сразу изменился, сам потянулся к Причастию. Все выдохнули. Не помню, - говорит автор, - читал ли потом отец Константин проповедь — вряд ли. Да и не надо было - вся проповедь была вот в этой вот скромной стесняющейся бабушке, которая спокойно соблюдала посты, такие, казалось бы, незначительные. Наглядный урок мы тогда получили, и очень доходчивый».

***

По отзывам читателей, которые уже познакомились с книгой Петра Давыдова «Нерентабельные христиане», после ее прочтения «на душе становится тепло: кажется, будто и правда ты побывал в этих старых деревянных домах, услышал деревенских жителей и их говор, выпил горячего чаю с вареньем, а теперь смотришь, как рыжий кот греется на печке. Там ведь всё по-настоящему. Там и люди настоящие, и дружить умеют, и живут одной общиной и в горе, и в радости. Да, конечно, и разруха есть, и деревни вымирают, и даже приходы закрываются за «нерентабельностью», но ведь, если не будет людей, желающих там жить и трудиться, то так всё и останется. В наших руках изменить ход истории и не дать погибнуть великолепному русскому Северу». Об этом в частности и говорит автор в своей книге.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать