Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Книга «Не жалея себя» вышла в свет в издательстве Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В издании представлены жизнеописание отца Нафанаила и воспоминания о нем братии, близких и духовных чад. Как говорится в предисловии книги, в 2020 году исполнилось 100 лет со дня рождения, а 8 августа того же года - 18 лет со дня кончины бессменного казначея Псково-Печерского монастыря архимандрита Нафанаила (Кронида Николаевича Поспелова). Все, кто общался с ним и учился у него, знали всегда, что он человек необыкновенно мудрый, добрый и одновременно строгий, способный дать ответ на самый трудноразрешимый вопрос.
2. Прошло много лет, но батюшки не хватает и сейчас. А когда нужно принимать решение, всегда ориентируешься на то, а что бы сказал отец Нафанаил, а как бы он поступил в этой ситуации. Память у батюшки была уникальная: помнил тысячи имен, исторических фактов, дат. У меня послушание казначея, - говорил отец Нафанаил, Господь и дал мне такую память. Ведь каждому из нас Он дает необходимые силы для исполнения любого послушания, - было бы только наше желание». В трудные и опасные годы гонений на Церковь, принимая высокопоставленных посетителей отец Нафанаил ни на йоту не отступил от истин православной веры и мудро сеял Слово Божие в умы и сердца посетителей.
3. Отец Нафанаил безотказно исполнял любое послушание, ибо твердо верил, что послушание - это самый верный и короткий путь ко спасению. Он прошел через многие труды: был на общих и сельскохозяйственных работах, сторожил монастырский огород и заведовал дровяным сараем, был трапезным и хлебодаром, экскурсоводом в пещерах, секретарем Духовного собора старцев, казначеем, замещал наместника. Но прежде всего он был священником: из 82 лет жизни 50 лет являлся служителем Церкви, пройдя долгий путь от послушника до архимандрита. О том, как начинался этот путь, от самого рождения, рассказывает сам отец Нафанаил в первой части этой книги.
4. Свой рассказ он начинает так: "Долголетие дается человеку за почтение родителей и за благочестивую жизнь по заповедям Божиим. А в монашеском устроении долголетие дается за святую жизнь». Так было сказано в проповеди архимандрита Иоанна, нашего братского духовника. Так и храмам дается долголетие за благочестивую жизнь прихожан. Теперь, на закате своей жизни, я понимаю, что Господь с раннего детства вел меня к монастырю. Я родился в 1920 году в селе Заколпье Меленковского уезда Гусь-Хрусталинского района Владимирской области в семье священника, откуда через два года родители переехали. Мой отец - протоиерей Николай Васильевич Поспелов, последние годы (с 1935 по 1938) служил в храме Архангела Михаила в селе Быловоз Краснопахорского района Московской области. Отсюда его и арестовали. Моя мама - Анна Константиновна, урождённая Красовская.
5. Как рассказывает батюшка, отведать нормальной, а можно сказать, хорошей жизни ему пришлось с четырехлетнего до восьмилетнего возраста. С восьми же лет начались испытания, которые подготавливали его к монашеству. "Как раз в это время, говорит отец Нафанаил, - началось образование колхозов, перестройка всей страны из аграрной в индустриальную... И поэтому, когда меня спрашивали, почему я не вступил в брак, я отвечал, что нас в то время учили строить колхозы, развивать промышленность. Но не учили вступать в брак и создавать семью. С пятого класса школы я уже был вынужден оторваться от семьи. Вместе с родителями, когда началась коллективизация, я попал в рубрику «лишенцы».
6. Вот и получается, по словам отца Нафанаила, что с раннего детства его отделяли от земного устроения, показывали всю неприглядность этой жизни таким образом готовили к иной жизни, отрешённой от мира сего. Ведь вокруг он видел голод, нужду, скорби. С шестого класса, хотя карточная система и была ликвидирована, мальчик довольствовался следующим: шестьсот граммов хлеба и чугунок вареной картошки на день да сто граммов сахара на шестидневку (шестидневкой тогда пытались заменить христианскую неделю). После седьмого класса надо было решать, где продолжить образование. Мама в этом помочь ему не могла, и он стал искать пути сам. Сначала поехал в Тушино, в техникум, который готовил техников-смотрителей авиалиний. Но требования там были столь высоки, что Кронид Поспелов решил отказаться от поступления. Шел 1937 год.
7. Юноша был вынужден записаться на иждивение брата, чтобы поступить в среднетехническое учебное заведение, и поехал к брату в Ногинск, в механический техникум. Это был Наркомат легкой промышленности, а специальность его называлась «техник-механик по холодной обработке металлов». В 1940 году вышел Указ Правительства о расширении сети фабрично-заводских училищ. В связи с этим техникум закрывался. Первый и второй курсы перевели доучиваться во Владимир, а старших, в числе которых был и Кронид, в Москву. «Оборачиваясь назад, - рассказывает отец Нафанаил, - на свою молодость, я вижу, что и мирская жизнь в то время протекала в подвиге не меньше монастырского. Обедали мы один раз в сутки, а утром и вечером съедали кусок черного хлеба и запивали баночкой подслащенного кипятка. Так что в монастырь меня готовили условия жизни».
8. Когда у нас постригают в монахи, то говорят: «Алкати имаши, жаждати, досады и укоризны подъяти, поношения и заушения. И когда вся сия постраждеши - радуйся: большая награда на небесах». Для принятия впоследствии этого монашеского пути способствовало и последующая в 1941 году мобилизация. Военное время, как признается батюшка, его хорошо закалило. А после демобилизации он решил сразу ехать в монастырь, никуда не заезжая. Он пришел в Псково-Печерскую обитель по зову Божию в 1947 году, сменив шинель солдата на подрясник послушника, и прожил здесь 55 лет. Об этом он рассказывает сам, а его рассказ дополняют воспоминания о нем братии, близких и духовных чад.
***
Завершает книгу Алфавит духовных рассказов и поучений подвижника. Архимандрит Нафанаил был нестяжателен и нищ, подобно древним праведникам. Смирение, терпение, молитвенность старца были подобны тем, что мы находим разве что в древних патериках... Казалось, что его зоркий взгляд проникает насквозь, а краткие назидательные замечания заставляли трепетать. Каждая встреча с отцом Нафанаилом была для людей не просто уроком жизни человека, который все свои дни посвятил Христу Богу, но пониманием того, что если человек прислушивается к голосу своей души, слышит через нее Бога и действует соразмерно, то и дела его, и поступки, а равно и вся жизнь складывается, как говорят в народе, правильно. И тянутся к нему люди, как тянулись они и к отцу Нафанаилу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!