Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Книга – «Навстречу солнцу» - вышла в свет издательстве «Вольный странник». Повесть, открывающая сборник, как говорится в предисловии книги, впервые была напечатана в 2015 году в журнале «Москва» и представлялась на международном Славянском форуме «Золотой витязь», где вошла в короткий список претендентов на главный приз форума. В этом небольшом произведении автор касается событий новейшей истории, которая начинается в девяностые годы и продолжается до наших дней. Как провинция связана с выборами президента? Как провинциалы видят современные украинские события? Как эти события касаются самого обычного крохотного церковного прихода, как ведут себя далёкие от столичных потрясений люди в трудных революционных ситуациях? Что они между собой делят? И, наконец, в чём эти люди видят спасение и на что надеются?
2. Обо всём этом протоиерей Алексий Лисняк рассуждает в своём творчестве. Вернее, автор, как всегда, ни о чём не рассуждает. Он просто ведёт тихое красочное повествование о жизни маленького городка Выдрина и его провинциальных обитателях, а обо всём говорят сами герои его произведений и их поступки. «Среди бескрайних цветущих лугов и тучнеющих хлебных полей пригрелся под солнцем крохотный захолустный городок Выдрин. Три столетия дремлет он на берегу тихой серо-зеленой реки и видит прекрасные сказочные сны…». Так начинается эта повесть о городке, которого и на картах-то нет, и достопримечательностей тоже, на первый взгляд мимо проезжающих людей. Но, как повествует автор, он с этим совершенно не согласен. «Есть, - пишет он, - и тут на что посмотреть! Нужно только хорошенько вглядеться».
3. Помимо природных красот, городок примечателен, конечно же, своими жителями. В этой повести несколько действующих лиц, героев и каждый из них занимает свое важное место в сюжете произведения. Это и настоятель городского храма отец Исаак, оставивший научную деятельность и принявший монашеский постриг. Это местная женщина-регент Люба, которая ведет борьбу против священника и вообще во всем и везде видит заговор против Православия. Это – и бывший директор оперного театра, заслуженный артист РСФСР Беркович, у которого «власти театр отобрали», и который ищет, как ему прокормиться и поэтому идет в храм. Это и дети местного детдома, которые не могут дождаться помощи от местных властей, и поэтому шефство над ними берет настоятель храма.
4. Это и два друга, в прошлом ученые, преподаватели вуза, интеллигентные люди, а ныне никому не нужные, скитающиеся по миру, но неунывающие … бичи, как они сами себя шутливо называют. История этих людей вкратце такова. Историк и литератор – они почти двадцать лет скитаются по свету, и никому не нужны ни здесь, ни за кордоном. За время их совместного странствования, литератор стал разбираться в истории не хуже историка, и наоборот. С географией они оба познакомились так, что Федор Конюхов бы позавидовал. Но весь этот багаж их знаний нигде не потребен. Но, - говорит один из героев, - «мы больше похожи не на изгоев, а, так сказать, на тех древних евреев – будто мы сами вырвались из Египетского рабства и бродим кругами по пустыне, до чего-то, так сказать, дозреваем, Кто-то нас куда-то ведёт, кормит, и где-то, так сказать, неясно за горизонтом какая-то Обетованная земля». И эта Обетованная земля – их настоящее отечество, - где-то ждет этих чудаков, повидавших полмира и считающих себя счастливчиками.
5. Истории жизни этих героев достоверно рисуют нам картину 90-х. Многие тогда были выброшены на окраину жизни. Что спасало их? И в частности, жителей этого маленького и неприметного городка. Конечно, чья-то искренняя любовь, чья-то добрая рука, чья-то молитва. В этой повести молитва отца Исаака привела Берковича в храм, его молитва не дала сбиться с пути странникам-бичам, с которыми он до перестройки вместе занимался научной деятельностью, его молитва хранила их от всякого зла. Через 20 лет в городе Выдрине сошлись их дороги: странники нашли себе приют возле отца Исаака, стали преподавателями в местной гимназии. И для детей из детдома батюшка создал при храме приют. И все в Выдрине стало устраиваться к лучшему.
6. Прочитывается повесть буквально на одном дыхании. Как и следующие за ней рассказы о жизни деревенского священника, о его прихожанах и просто местных жителях. Сам батюшка служит в селе Орлово, расположенном рядом с Воронежем. И рассказывает он о том, что сам видит, что им пережито. Взять, к примеру, рассказ «Настойка и грезы». Он, по словам батюшки, срисован с натуры. Разумеется, с добавлением авторского видения. В нем говорится, как в городских условиях воспитывается будущий сельский пастырь. Воспитывается теми, кто о селе не имеет никаких представлений, за исключением того, что сам в детстве, в Брежневскую эпоху, когда-то отдыхал на подмосковной даче. И жизнь сельского священника – отца Алексия, начиналась именно так, как описано в рассказе!
7. «Жить, - говорит автор, – негде, служить – негде. Народ косится, плюется при виде рясы. Всё это было. И уголь приходилось грузить, и штукатурить, и кирпич разгружать, предварительно где-то его раздобыв. И вода замерзала в храме, и вино. Первые службы совершали в алтарике из ДВП, на столике, опертом на кирпичи. Храм пустой, а мы с пономарем знай служим, молимся. Вот Господь нас и услышал. Господь чудеса творит, и это не фигура речи. Близость Христа, Божия рука, Божий Промысл очень чувствуются в такой ситуации». Об этих трудных буднях сельского священника и пишет отец Алексий. Рассказы его не менее живописны, чем повесть, по-доброму смешны и грустны, и в них так же красочно отобразилась новейшая история нашей становящейся на ноги страны и её граждан на рубеже 20-21 веков. Все эти произведения оставляют большое светлое чувство, которое можно выразить ёмкой фразой: «Будем жить!».
***
Как отмечают издатели, критики часто сходятся во мнении, что язык протоиерея Алексия Лисняка близок к языку, на котором пишется классическая литература. Некоторые сравнивают его произведения с произведениями писателей деревенщиков, некоторые слышат в них гоголевские нотки или же отголоски творчества Ильфа и Петрова. В любом случае самый взыскательный читатель будет удовлетворён образностью и насыщенностью авторского повествования, богатством языка и глубиной собственного читательского соучастия. Герои произведений, от повести до рассказов, ощущаются реальными и живут на страницах книги своей собственной жизнью, указывая читателям не на проблемы, нет, а на то, как нужно относиться к жизни, чтобы проблем становилось меньше.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!