***
1. Как отмечают издатели, велико значение творений святых отцов Церкви для духовного просвещения. Святоотеческие творения - это тот неисчерпаемый источник, из которого вытекает все православное богословие. Это родник, в котором заключается все богатство богословского знания в его непосредственной чистоте и цельности. Величайшие представители святоотеческой литературы были поистине гениями, которые отличались высокими дарованиями, глубоким образованием как в области духовных, так и светских наук. Обладая пламенной отзывчивостью сердца, они жили и действовали в такие времена и при таких обстоятельствах, когда требовалось огромное напряжение мысли и чувства, что нашло отражение в их творениях, изумительных по богатству и разнообразию содержания. Особенно замечателен в этом отношении Иоанн Златоуст.
2. Эта книга, вышедшая в свет в издательстве Терирем, печатается по изданию 1886 года и называется «Наставление православному христианину». Она составлена по творениям вселенского великого учителя и святителя, глубокого истолкователя Священного Писания, устроителя чина церковного богослужения, святителя Иоанна за свое красноречие прозванного Златоустом. Как говорится в предисловии, святитель Иоанн родился в Антиохии в 367 году в семье богатых родителей. Получив всестороннее образование, он пренебрег земными почестями и посвятил себя служению Церкви в сане пресвитера Церкви Антиохийской и затем архиепископа Константинопольского. Проводя жизнь в высшей степени воздержанную и жертвуя всем для бедных, он старался возбудить сострадание к ним и в других.
3. С этой целью он часто сопоставлял в своих проповедях не знавшую меру расточительность с ужасающей бедностью, чем вооружил против себя богатых вельмож и особенно императрицу Евдоксию, супругу императора Феодосия. Как проповедник святой Иоанн поражал необычайной жизненностью слова. Его речь дышала силой, потому что была подкреплена примерами из близкой всем действительности. Таких проповедей еще никогда не раздавалось в Антиохии, и жители ее с изумлением внимали проповеднику, который овладевал их сердцами, так что они то трепетали от изображения ужасов гнева Божия, то ликовали от надежды на бесконечное Его милосердие.
4. Вдохновенный пастырь изобличал пороки своего города, - бичевал алчность и немилосердие богачей, низость и мятежность бедняков, тщеславие и хищничество чиновников, пустоту и развращенность женщин, то стоявшие в храме не могли не краснеть и не содрогаться от сознания своей порочности. Когда же свт. Иоанн заключал свое вдохновенное слово призывом к покаянию и исправлению обетованием высшей помощи в этом святом деле, то слушатели не выдерживали и прерывали речь проповедника оглушительными рукоплесканнями. Антиохийцев особенно удивляло и то, что свт. Иоанн не читал своих проповедей, а произносил их от полноты своего сердца, вел живые беседы со своими слушателями.
5. В церкви стали появляться скорописцы, которые записывали за проповедником его удивительные речи, и эти записи передавали и продавали многочисленным желающим. Его проповеди заучивались наизусть и нередко прочитывались вслух в больших собраниях граждан и даже за пиршественными столами. Когда становилось известным, что будет говорить Златоуст, то весь город приходил в движение: купцы оставляли свою торговлю, строители - свое строительство, адвокаты свои суды, ремесленники ремесла, и все устремлялись в церковь. Предание сохранило и случай, благодаря которому, собственно, Иоанн стал прозываться «Златоуст». Иногда мысль свт. Иоанна была так сложна, так глубоко проникала в самую суть богословской премудрости, что оказывалась недоступной для многих слушателей.
6. Однажды некая простая женщина, с благоговением слушая, как льется речь великого проповедника, и не будучи в силах вполне проникнуть в ее смысл, с чисто женской нетерпеливостью воскликнула: «Учитель духовный, или, лучше сказать, Иоанн златоустый, ты углубил кладезь святого своего учения настолько, что наши короткие умы не могут постигать его!» Это прозвание было тотчас подхвачено народом, который увидел в подобном имени указание Божие, и с тех пор святитель Иоанн стал известен в истории как Златоуст. Сила и значение проповедей свт. Иоанна умножались еще тем обстоятельством, что у него дар слова соединялся с даром чудотворения, так что многие недужные получали от него не только духовное утешение, но и телесные исцеления.
7. Но, как отмечают издатели, правда всегда гонима. Особенно гонимы были во все времена носители высшей истины – правды Христовой. Оклеветанный своими завистниками и ненавистниками, попав в царскую немилость, святитель Иоанн Златоуст в 404 году сослан был сначала в город Кукуз (в Армении), а потом, через два года, еще далее, в Абхазию. Не дойдя до места ссылки, святитель скончался в городе Команы, 14 сентября (по ст.ст) 407 года, со словами: «Слава Богу за всё». Впоследствии его произведения стали любимым чтением многих благочестивых людей по всей земле, в том числе и наших предков. В его духе русский народ увидел нечто сродное своему собственному духу. Язык его произведений сочетал красноречие с ясностью, естественностью и простотой.
8. Святитель Иоанн Златоуст преимущественно проповедник любви к ближним, в которой сказывалось его сострадательное христианское сердце. Это не могло не найти отклика в наших благочестивых предках, щедрых и милостивых к обездоленным и нуждающимся. Вместе с переводами трудов свт. Иоанна «Златоструями», «Измарагдами», «Маргаритами», которые появляются на Руси, начиная с XI-XII вв., в народе широко распространялись рукописные сборники, получившие имя «Златоустов». Эта книга представляет собой, в сущности, такой же маргарит - книжную форму, исторически получившую свое имя по названию светлого драгоценного кристалла. Хотя справедливее будет сказать, что перед нами, как в ларце, целое собрание словесных самоцветов.
***
Вот уже более 16 веков Церковь с благодарностью пользуется бесценным наследием святителя Иоанна Златоуста, которое составляет целую библиотеку богословской литературы ее золотого века. Эта книга составлена из избранных слов Святителя Иоанна, архиепископа Константинопольского. Необыкновенный дар слова, который святой изобразил в своих проповедях и по сей день приносит огромную пользу людям, помогая им возрастать духовно. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, ведь слова эти не потеряли актуальности до сих пор.
День ангела. 30 мая
Этот день в истории. 30 мая
Церковный календарь 30 мая. Преподобная Евфросиния (в миру Евдокия), великая княгиня Московская
Евангелие 30 мая. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам
Читаем Апостол. 30 мая 2023
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!