***
1. Как говорится в предисловии книги, которое составили сестры Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, автор бесед, схиархимандрит Эмилиан (Вафидис), один из великих старцев нашего времени. Это был человек, не удовлетворявшийся обычной земной жизнью, стремившийся выйти за границы пространства и времени и найти другую жизнь — Жизнь, способную утолить сокровенный внутренний голод и жажду. Жажда Бога, которую он носил в своем сердце, слышится в каждой его беседе. И лучшим прологом к этим беседам будет небольшое слово о пламенной жизни самого старца.
2. Александр (таково было имя отца Эмилиана в миру) родился в 1934 году в Никее Пирейской, нынешнем пригороде Афин. В его жилах текла кровь анатолийских (малоазийских) греков — деда Александра и бабушки Евдоксии, которые были учителями в мученической Каппадокии, а после малоазийской катастрофы, которая привела к окончанию греческой истории Малой Азии, переехали в Грецию. О глубоком благочестии его бабушки свидетельствует наставление, которое она давала внуку: «Александр, чем больше ты будешь молчать, тем больше в тебе будет говорить Бог». Воспитанный на житиях святых, Александр с детства полюбил подвиги. Еще ребенком он начал молиться по ночам. Для того чтобы не проспать всю ночь, он ложился на узкий сундук, с которого падал во сне, и тут же вставал на молитву.
3. В двадцать шесть лет он принял постриг с именем Эмилиан и уже в самом начале своей монашеской жизни удостоился высочайшего благодатного опыта, по силе подобного тому, какой был дарован преподобным Симеону Новому Богослову, Серафиму Саровскому, Силуану Афонскому: после отчаянной внутренней борьбы и сердечного плача он сподобился явления Христа. С этого времени для отца Эмилиана началась новая жизнь. Впоследствии он часто говорил своим ученикам, что духовная жизнь начинается с того момента, когда человек увидит, что он наг, грешен и немощен и что единственная истинная жизнь для него — это Христос.
4. Уже через год после пострига отец Эмилиан был назначен игуменом в монастырь Преображения в Великих Метеорах, в котором в то время не было ни одного брата. Там молодой игумен, сначала в одиночестве, неутомимо совершенствовался в аскетической и молитвенной жизни. А в 1962 году митрополит Трикальский и Стагонский Дионисий возвел его в сан архимандрита, возложил на него служение проповедника и духовника и поручил работу с молодежью в епархии. Отец Эмилиан был златоустым проповедником, великолепным знатоком святоотеческой письменности, Ветхого и Нового Завета и, самое главное, практическим делателем Иисусовой молитвы. Его проповеди буквально завораживали слушателей, и множество молодежи стекалось, чтобы услышать его слово.
5. В эти годы отец Эмилиан стал духовным отцом для многих молодых людей. Некоторые из них позднее избрали монашескую жизнь; так начало складываться будущее братство афонского монастыря Симонопетра и сестринство Благовещенской обители в Ормилии. В 1967 году отец Эмилиан посетил Святую Гору и познакомился со старцем Ефремом Катунакским. Весь вечер они беседовали об умной молитве, о чистоте ума и других высоких духовных предметах. А после старец просил в молитве Господа, что Он открыл ему, что это за человек. И вот, он увидел огненный столп, восходящий от земли на небо, и услышал голос: «Видишь этот столп? Ему подобна молитва этого человека». Когда старца Ефрема вскоре спросили, что он думает об отце Эмилиане, он ответил, восторженно воздев руки: «Он, дитя мое, само благоухание!»
6. Старец Эмилиан жил, каждый миг вожделея Царства Небесного. Этим объяснялась та удивительная радость, которая передавалась всем, кому посчастливилось с ним общаться. Сам старец говорил, что «человек не может быть радостным, счастливым, достойным небес и любезным Богу, если его не притягивает к себе небесный мир, если он не ощущает, как душа его влечется к небу», То, что многим кажется далеким и непостижимым — Царство Небесное, Бог, святые, — для старца Эмилиана было близко, просто и реально. Приблизилось Царство Небесное — эти слова Господа он переживал всей душой. И для всех, кто его знал, он был глашатаем Царствия Божия. Впрочем, не только для тех, кто знал его лично. Уже много лет его слово несет Божественную истину тысячам людей, которые не знали его, но читали, читают и будут читать его книги.
7. Оставленные им наставления, слова и беседы бережно сохранили для пользы всех православных людей сестры основанного старцем монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы Ормилия. Надеемся, говорят сестры Ново-Тихвинской обители, что живые строки этих поучений старца вдохновят читателей жить подлинно духовной жизнью, чего всегда и желал старец для своих духовных чад. Тема, выбранная для этой книги, «Отношения с ближними», по словам самого старца, практична, но также и весьма значима для нашей повседневной жизни. Все, что существует в мире — это икона, которая наши мысль, ум и сердце возводит на небо и связывает с Богом.
8. Тема книги — не просто одна икона, но целый иконостас, который показывает, как жили святые, и как они хотели, чтобы мы жили. Об этом и многом другом беседует старец с читателями со страниц этой книги. Она, по словам издателей, будет полезна всем христианам, независимо от опыта духовной жизни. Она поможет пересмотреть наши отношения с Богом и ближними, перестроить их на евангельских началах и приобрести подлинную духовную радость и надежду.
***
Благодаря этой книге мы сможем научиться тому, как нужно вести себя с людьми, как любить их и быть любимыми ими, как стать с ними «единым сердцем, единой душой, единой любовью». «Бог хочет видеть нас именно такими, любимыми всеми, приятными в общении, так чтобы ближние могли делиться с нами своей радостью, горестями и трудностями, ощущать, что наше сердце бьется рядом с их сердцем и что мы в любой момент готовы прийти им на помощь», – говорил старец. Его беседы основаны на глубоком знании Священного Писания и творений святых отцов, а также на личном духовном опыте. В поучениях архимандрита Эмилиана мы найдем не только теоретические ответы на эти вопросы, но и действенный духовный инструментарий.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 30 апреля 2024 года
Православный календарь (Якутия). 29 апреля 2024
Хлеб жизни. 29 апреля 2024. Беседа с епископом Ейским и Тимашевским Павлом
Простые истории. Философ Хосе Ортега-и-Гассет
Простые истории. Протоиерей Иоанн Янышев
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!