***
1. Митрополит Вениамин (Федченков), выдающийся иерарх Русской Церкви, духовный писатель, проходил жизненный путь на рубеже столетий, в трагическое для нашего народа время. Он был свидетелем революционных событий, во время гражданской войны занимал должность главы военного духовенства в Русской армии барона Врангеля, более четверти века провел в эмиграции и после Второй мировой войны вернулся на родину. Владыка хорошо знал жизнь разных сословий: родившись в семье дворового человека помещиков Боратынских, который застал еще крепостное право, уже в зрелом возрасте он в течение пятнадцати лет был экзархом Российской Православной Церкви в Северной Америке.
2. Свидетель и участник многих значительных исторических событий, владыка Вениамин, обладавший даром повествователя, написал о том, что видел и что пережил: жизнь в деревне, учеба в семинарии и академии, церковное служение на Родине и за границей и одновременно эпохальные события в масштабе страны и мира. Жизнь и быт России до Октябрьского переворота, истоки Белого движения и причины его поражения, участие в Двух Церковных Соборах - в Москве (1917-1918 гг.) и в Киеве (1918-1919 гг.), жизнь внутри русской эмиграции, разногласия между Зарубежной Церковью и Патриаршей Русской Церковью, годы войны с фашизмом - все это достоверно описано истинно верующим человеком и составляет бесценный исторический документ двух эпох. В этом Владыка Вениамин видел исполнение своего патриотического долга перед Отечеством.
3. Как он сам оговаривается в предисловии, он не рассказывает о «всей жизни своей сполна, а останавливается «преимущественно на общественной стороне пережитого». И о церковных событиях истории говорит «по преимуществу и больше для того, чтобы уяснить связь их с общественными течениями». «Таким образом, характер этих записей будет собственно политически-социальным, все остальное будет служить материалом для освещения этой общественной стороны на грани двух эпох», - заключает автор. О том, как возникла эта книга, в предисловии Владыка Вениамин рассказывает следующее: «Жизнь моя идет уже к закату, хотя один Бог знает, сколько еще придется утешаться Божьим миром и его красотами. Кое-что мне пришлось видеть за эти 60 с лишним лет. И иногда самому приходила мысль записать кое-что из пережитого, советовали то же и друзья. Но все как-то откладывалось это решение.
4. А в это лето мне пришлось познакомиться с новым советским консулом в Соединенных Штатах Евгением Дмитриевичем Киселевым. С его позволения, я на первый раз поделился несколькими биографическими фактами из моей жизни, попутно освещая и принципиальные вопросы момента. Выслушав меня очень внимательно, он неожиданно для меня сказал следующее: «Вам все это нужно записать. Вы жили на рубеже двух эпох, много видели и все это само по себе интересно. Но думаю, что это было бы важно и для истории: она будет писаться на основании разных документов, а ваши воспоминания незаурядные, вы приняли новую эпоху нелегко и не сразу, потому ваши переживания особенно важны как материал для будущего историка».
5. Владыка Вениамин высказывает предположение, что «может быть, кому-либо покажется не архиерейским делом заниматься политически-социальными записками». Но, так он выполнял свой долг перед Родиной. «А всякое патриотическое дело нашей Православной Церковью, - говорит архипастырь, - считается нравственным. Будет ли это служение на войне или в партизанах, или творчество писателей на пользу Родине, или же послания нашего Первоиерарха, митрополита Московского Сергия, воодушевляющие народы на борьбу с современными врагами человечества – немцами; или сбор денег на танковые колонны, или речи в защиту нашей Родины. Или вот эти записки в поучение потомству».
6. По словам издателей, митрополит Вениамин пишет о своей жизни, вспоминает пережитое, но благодаря дару смирения в центре повествования оказывается не его личность, а время, в которое он жил, и люди, с которыми встречался. Владыка талантливый рассказчик, чуткий наблюдатель, у него внимательный глаз и острая память, и потому картины событий, выходящие из-под его пера, становятся живыми, а портреты современников - святого праведного Иоанна Кронштадтского, императора Николая и императрицы Александры Федоровны, барона Врангеля. Григория Распутина и многих других - яркими и запоминающимися.
7. Из текста воспоминаний митрополита Вениамина следует, что первоначальная работа над записками относится к 1943 году. Впоследствии уже после возвращения владыки Вениамина из Америки, появился текст, датированный 1956 годом. В то время он управлял Саратовской епархией. Как пишут издатели, приближался вечер жизни, золотая осень святителя. Уходили силы, владыка стал часто болеть, а в 1958 году, согласно прошению, митрополит Саратовский и Вольский Вениамин был уволен на покой и поступил на жительство в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Живя в уединении, в обители, владыка предавался молитве и размышлениям, много писал.
8. Когда архипастырь покидал в 1958 году свою последнюю архиерейскую кафедру, он писал одному из своих корреспондентов о том, что отправляется в Печоры и думает провести там оставшиеся 2-3 года. Больше он и не прожил. Скончался владыка 4 октября 1961 года. В день святителя Димитрия Ростовского. Машинописный вариант его рукописи хранится в библиотеке Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Этот текст и был положен в основу настоящей публикации.
***
Владыка Вениамин всю свою жизнь, до последних дней был предан Русской Церкви и Московскому Патриархату. И несмотря на то, что многие годы его жизни прошли за границей, он бесконечно любил тот народ и ту землю, где судил ему проходить жизненное поприще Бог: народ, в чье обращение ко Христу он верил всегда и желал трудиться для этого. Тем более, что почти половина его жизни прошла в том мире, в той стране, которые сейчас для нас безвозвратно утрачены. И Владыка Вениамин сохранил и передал нам воспоминания о России, причем не как о некоем абстрактном понятии, а как о вполне конкретном воплощении ее идеалов в реальных людях, его современниках. О России, какой она была на рубеже двух веков.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!