***
1. Архиепископ Обуховский Иона (Черепанов) - викарий Киевской епархии, наместник Троицкого Ионинского мужского монастыря в Киеве, председатель Синодального отдела по делам молодёжи Украинской Православной Церкви, главный редактор журнала Отрок.ua. В этой книге владыка Иона обращается в первую очередь к поколению молодых людей — как пришедших в Церковь, так и тех, кто только задает себе вопросы о смысле бытия и о жизни Церкви. Ему, по словам издателей, - удается говорить с читателями откровенно и доверительно. О чем эта книга и для кого — владыка Иона просто и ясно объясняет в предисловии к ней.
2. Книга, которую вы держите в руках, - пишет автор, - не была написана как один цельный текст. Это собрание ответов на вопросы, заданные в разное время корреспондентами самых разных изданий. Она представляет собой некую мозаику из размышлений, как нам жить в Церкви, какие вообще взаимоотношения могут быть у человека и Церкви Христовой. Ведь каждый из нас не является всего лишь сторонним элементом, проникшим в Церковь как в некую организацию. Нет, входя в Церковь через таинство Крещения, мы становимся частью этого огромного живого организма, одной из его молекул. Поэтому неудивительно, что в церковной ограде собраны люди самого разного уровня веры и воцерковленности — от абсолютно охладевших, увлеченных какими-то антицерковными настроениями, до тех, кто всю жизнь посвящает служению Богу и ближнему.
3. Как отмечает автор, еще апостол Павел писал, что каждый член Церкви - это часть Тела Христова, а в теле, как мы знаем, если какие-то органы болеют, страдает весь организм. В то же время все мы являемся и чадами Православной Церкви. Но сколько из миллионов крещеных людей пусть даже не живут, но хотя бы стараются жить, исполняя заповеди Божии? Увы, общение с Церковью у очень и очень многих заключается лишь в двух посещениях храма, причем оба раза в бессознательном состоянии. Первый — когда его приносят младенцем на Крещение, второй — когда заносят отпевать. А ведь каждый человек с его мыслями, убеждениями, с его бессмертной душой — это глобальное явление в мире, настоящее чудо Божие. И как жаль, что вся жизнь этого глобального явления зачастую проходит вне общения со Христом, своим Создателем!
4. По словам владыки Ионы, у него болит и страдает сердце о каждом, кто, войдя в Церковь, чем-то смутился и затем на время оставил ее. Или хоть и принадлежит к ней формально, но не хочет ничего знать о том, как жить во Христе, жить по-Божьему, не читает ни Священного Писания, ни святых отцов. О многом из этого вы прочтете в данной книге. Вот, например, собеседник архипастыря задал ему такой вопрос: «Владыка, у вас есть ответ на вопрос, почему у православных всё так долго? Последование ко Причастию, службы, акафисты, каноны… Ведь нигде в Евангелии Господь не говорит: «Молитесь как можно дольше».
5. Наоборот, молитва, которую Он дает людям — «Отче наш» — предельно короткая и лаконичная (Мф. 6: 9–13). И это фарисеев Христос упрекал за то, что они лицемерно долго молятся (Мф. 23: 14). А апостолов предупреждал: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7–8). Получается, мы — как фарисеи и язычники?» И вот что владыка отвечает на этот вопрос: «Последние слова из процитированных вами были как раз ключевыми. Как видим из текста, язычники молились о каких-то житейских вещах, потому и предупреждает Господь, что Отец небесный знает о наших нуждах прежде прошения у Него. И дальше говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 32–33).
6. Поэтому, - отмечает владыка Иона, - желательно, особенно на этапе воцерковления, совершать молитвы по молитвослову, то есть, используя тексты, написанные святыми людьми: там все прошения касаются Царствия Небесного. Представьте, о чём бы мы стали молиться, когда вот только-только уверовали в Господа, ещё не погрузились в глубину Евангелия, не ощутили всю возвышенность слов Христа. Конечно, просили бы того, что кажется насущным, и чего обычно себе и другим желаем: здоровья, благополучия, счастья в личной жизни. Но против этого, в общем-то, и предостерегал Господь.
7. Владыка также напоминает собеседнику слова замечательной молитвы святителя Иоанна Златоуста, читаемой каждый вечер: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук…». Все прошения этой молитвы, по словам архипастыря, касаются совершенствования души, наших взаимоотношений с Богом, к Которому мы обращаемся действительно как к Отцу Небесному, Который знает о наших бытовых проблемах, и Ему даже напоминать об этом не надо, а просим мы Его лишь о том, что необходимо для пребывания с Ним в Вечности.
8. В ответ на слова собеседника: «не являются ли длинные службы и молитвенные правила теми самыми взваленными на плечи верующих «бременами неудобоносимыми», о которых говорил Господь в Евангелии?» - владыка отвечает следующее: «Если для человека молиться в тягость, значит, он просто не любит Бога. Как бы жестоко это ни звучало. В одном из интервью я уже говорил, что когда люди влюблены, они не могут наговориться, наобщаться. Им в радость даже просто сидеть рядом, смотреть друг на друга. И если у человека нет нужды говорить с Богом, значит, он Бога не любит. Это страшное состояние». Но что делать, если всё-таки современный суетный мир забирает всё время христианина и у него не хватает сил на молитву? Как молиться, о чем молиться, как не оправдывать себя – на все эти и другие вопросы отвечает владыка Иона в этой книге.
***
Как узнать волю Божию о себе? Где применить себя в Церкви? Почему так трудно читать Священное Писание и другую духовную литературу? Почему тяжело стоять на молитве? Надо ли ездить в паломничества или достаточно просто молиться на своем приходе? Зачем нужен духовник? И еще множество вопросов, которые возникали у корреспондентов владыки Ионы, а значит, и у многих из вас, наших читателей. На эти вопросы архипастырь старался искренне отвечать. «Читая эту книгу, - говорит владыка Иона, - помолитесь, чтобы Господь и мне — такой же, как и все вы, частичке великой и святой Церкви Христовой, — помог быть настоящим христианином».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!