Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Прежде всего, напомним вам, что первые два тома монографии «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий» посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. В книгах рассматриваются закономерности духовного развития и принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни.
2. Четвертый, заключительный том проекта издается в двух книгах. Тематически он также делится на две самостоятельные части. Первая из них, раздел «Самопознание», посвящен основам святоотеческой антропологии. Ведь как отмечает автор, разговор об умном делании, о молитвенной практике, прежде всего, предполагает ознакомление, хотя бы в самых общих чертах, с устроением человеческой души, с нашим внутренним миром. Ибо «если не познаем, какими сотворил нас Бог, то не узнаем, как изменил нас грех», - говорит прп. Григорий Синаит. А прп. Марк Подвижник утверждает, что «не знающий себя не может познать Бога». Таким образом, без самопознания трудно надеяться на успех во внутреннем делании. Поэтому в первом разделе книги автор уточняет те краткие, но необходимые сведения о природе человека, которых он уже отчасти касался в других изданиях этой книжной серии.
3. При этом автор отмечает, что в его задачи не входит изучение антропологии или аскетики как таковой. Эти богословские дисциплины интересуют его лишь в связи с практикой умно-сердечной молитвы, лишь в тех аспектах, которые затрагивают область внутреннего делания. Поэтому он рассматривает только некоторые стороны святоотеческого учения о человеке, причем не в богословском, а в аскетическом ракурсе, в русле традиции исихазма. Православное богословие, - говорит автор, - и в частности антропология, - явление совершенно особое, это ни в коей мере не кабинетная наука. Источником знаний в этой области бывает Божественное откровение, которого удостаиваются подвижники святой жизни в созерцательном богообщении, потому как, по словам прп. Макария Египетского, «только при содействии Духа Святого открывается и обретается понятие и точное ведение о душе».
4. В отличие от научной психологии, святым отцам, подвижникам благочестия была доступна для изучения не только поверхность души, но самая суть души была предметом их созерцания... Также и исихасты в своем упражнении в умном делании достигали не только нравственного очищения, но и внутреннего созерцания своей сокровенной сущности. На пути богопознания от человека требуется, прежде всего, самопознание, что немыслимо без преодоления гордостной самонадеянности, не позволяющей в разум истины приити. Ибо «превозносящийся не знает себя самого. Если бы он видел свое безумие и немощь, то не превозносился бы», - говорит прп. Марк Подвижник.
5. Основным инструментом постижения своей нищеты духовной, по словам автора, искони был и остается поныне исихастский метод умного делания. Им отверзаются очи духа, он позволяет проникнуть за завесу незримого, посвящая нас в сокровенные тайны собственной души, и именно им мы возводимся к богопознанию. Отсюда непременным условием благодатного просвещения является личный подвиг аскезы, практика стяжания бесстрастия и высокой созерцательной молитвы. Краткий обзор, который познакомит с аскетическим учением, укорененном в традиции исихазма, читатели найдут в первой части книги. Здесь автор рассматривает закономерности и особенности различных молитвенных состояний сознания.
6. Начало второго раздела «Чин и метод» находится в этой первой книге четвертого тома, а его продолжение и завершение составит вторую книгу. Этот раздел, начиная с главы «Первый фронт», знакомит с самыми разными аспектами практической стороны умного делания. Здесь представлен детальный анализ опыта стяжания умно-сердечной молитвы, обсуждается традиционный в исихазме метод художественной молитвы, исследуются психофизические приемы, способствующие соединению ума и сердца, подробно рассматриваются их назначение и практика применения.
7. Важная тема второго раздела - это создание правильных условий для занятий умной молитвой, отчего во многом зависит успех во внутреннем подвиге. Здесь же обсуждается все, что касается искусства владения своим душевно-телесным организмом, включая способы контроля над телом и основы трезвения - техники ведения мысленной брани. Понимание взаимосвязей внешнего и внутреннего позволяет, владея организмом физическим, управлять началом психическим и в результате совершать делание духовное. Не менее важен материал по удержанию молитвенного состояния в условиях повседневной жизни. Как отмечает автор, без особой внутренней работы на этом фронте человек теряет все те благие обретения, что по крупицам накапливает в келейном бдении, и не способен возрастать в молитве. Справиться с этой задачей помогают соответствующие приемы и методы.
8. По словам автора, сложность тематики вынуждает его в чем-то иногда повторяться, напоминая суть некоторых моментов аскетического учения, возможно уже знакомых читателю, в частности, по другим изданиям этой серии. Но это, во-первых, способствует ясности и глубине понимания очень непростых подчас истин. А во-вторых, автор учитывает положение тех, кто, открывая четвертый том, не имеет при этом других книг серии. Забота помочь обрести им цельное представление об учении исихазма побуждает автора напоминать отдельные его положения.
***
Немалый срок потребовался Николаю Михайловичу Новикову для подготовки такого рода публикации. Более сорока лет назад Иисусова молитва вошла в его жизнь, став со временем ее неотъемлемой частью. Почти полувековой опыт исканий, падений и стяжаний на пути умного делания позволяет обобщить некоторые наблюдения, осмыслить их и поделиться с читателями накопленным материалом. Материал этого проекта разносторонен, и каждая тема настолько важна, что требует хотя бы краткого рассмотрения. В результате формат четырехтомника оказался для автора слишком тесен, что и вынудило издавать этот последний том поэтапно, разделив его на две книги. Сегодня мы познакомились с первой из них.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!