Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Значительным явлением в церковной жизни наших дней стали публикации из книжной серии «Путь умного делания», привлекшие пристальное внимание всех, кто неравнодушен к исихастской тематике, кто всерьез интересуется вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. Авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова состоит из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой единым тематическим стержнем изданий. И прежде всего это обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий». Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия.
2. Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. В книгах рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге священнобезмолвия, закономерности духовного развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни.
3. И сегодня на нашей книжной полке третий том этой монографии. По словам автора, как и в предшествующих выпусках серии «Путь умного делания», его задача остается прежней - подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди различной меры опытности. Начинающий познакомится в этой книге с общими принципами внутреннего делания, здесь же обретут себе поддержку те, кто, как говорят отцы, «еще не до крови сражались, подвизаясь», но уже решительно встали на этот путь; в то же время, пища к размышлению найдется и для тех, кто добрым подвигом годами не тщетно подвизался. В первом разделе книги автор кратко напоминает общие положения аскетики.
4. Здесь автор в частности пишет: «Спасение человеческой души совершается Богом, когда душа бывает к тому готова. Ведет к этому моменту долгий путь покаянного подвига, напряженной борьбы за очищение сердца от страстей. На этом поприще человек совершает все со своей стороны возможное, чтобы привести душу в состояние, позволяющее Господу спасти ее от вечной погибели и ввести в Свое Царство. Возможность сражаться за освобождение души от смертельного плена человек получает как Божественный дар в таинстве крещения». По словам автора, в Таинстве Крещения человек очищается от скверны греха. Но если человек после пребывает в лености, то нечистый дух, изгнанный при Крещении возвращается к человеку, и ему ничего не остается помимо долгого пути «многотрудного покаяния». Привести человека к обожению – это цель аскетического делания. Об этом подробнее читайте в первом разделе книги.
5. Следующий раздел «Новоначалие» - дает представление о подготовительных и начальных этапах внутреннего делания. Под понятием «новоначальный», по словам автора, в аскетической литературе обычно подразумевается инок или мирянин, находящийся на начальной стадии умного делания. Это уже достаточно подготовленный человек, потрудившийся в деятельном, покаянном житии, заложивший крепкое основание, а это: устойчивый навык в словесной молитве, полноценная включенность в богослужебную жизнь Церкви, постоянное участие в таинствах. Продолжительность подготовительного периода, которая зависит от множества факторов, определить трудно. О требованиях к подготовке новоначальных, о периодах духовной жизни автор говорит во втором разделе книги.
6. А третий под названием «Мысль и слово» - это раздел, где речь идет о задаче духовного возрастания, стоящей перед каждым молящимся человеком, - задаче преобразования словесной молитвы в умную. Что отличает молитву словесную от умной или сердечной? Как разобраться, когда под молитвой могут «разуметь различные чтения, или глас уст в славословии Богу, или заботливую печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмопение в стихословии, или все прочее, из чего составляется» молитвенное делание? Отчего вообще «происходит такое разложение молитвы на ее части?» На эти и другие вопросы, связанные с возрастанием молитвы, отвечает автор в третьей части книги.
7. Узнав многое о периоде подготовки к умно-сердечной молитве, когда в предочистительной борьбе со страстями, при постоянном участии в таинствах и укорененности в богослужебной жизни, вырабатывается и закрепляется навык внимательной молитвы, читатели переходят к следующему разделу под названием - «Ум и сердце». Здесь автор касается некоторых конкретных вопросов, связанных с практикой молитвы умной и сердечной, и обсуждает методы, дающие возможность приблизиться к начальной исихии. Исихия – это, как говорит автор, - подвиг внутреннего безмолвия, сущность которого, как учит прп. Силуан Афонский, не в затворе и не в физическом удалении в пустыню, а в том, чтобы непрестанно пребывать в Боге, к чему через Новый Завет Христа призывается каждый Его последователь. Этот подвиг, в свою меру доступный каждому, приносит плоды самые разнообразные по степени совершенства.
***
Эта книга, по словам издателей, дает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно изложенное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но в тоже время неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике. Одна из примечательных особенностей книги в том, что она дает возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!