144 года назад, 14 сентября родился выдающийся иерарх Русской Церкви - митрополит Вениамин (Федченков). Он прожил долгую, трудную и интересную жизнь, всецело отданную служению Богу, Святой Церкви и народу Божию. Владыке Вениамину довелось быть свидетелем и участником многих событий нашей недавней истории, познать горечь изгнания и радость второго обретения родины. Всю жизнь, собирая по крупице духовную мудрость в беседах и встречах с людьми, архипастырь щедро делился этим духовным богатством с читателями своих книг. А еще Владыка, сам, будучи праведником, пишет о своих встречах с теми, кто сейчас известен как святые Церкви. Они просияли святостью и стали частью Святой Руси. О них и рассказывает книга митрополита Вениамина - «Лики Святой Руси». Ее мы предлагаем вашему вниманию.
***
1. Еще недавно книги известного иерарха Русской Церкви за границей были редкостью в нашей стране. Но прошли годы, и удивительные произведения митрополита Вениамина (Федченкова) стали доступны широкому кругу интересующихся читателей. В настоящем издании собрано три произведения владыки Вениамина – «Божии люди», «Северный Афон» и «Отец Иоанн». Сочинение - «Божьи люди» посвящено подвижникам, жившим на рубеже 19 и 20 веков: оптинским старцам, монахам в миру и просто благочестивым мирянам, чья жизнь озарялась Правдой Божией, кто согревал теплом своей любви и веры всех окружающих. Каждый рассказ содержит описание жизненного пути, подвигов и чудес угодника Божьего, свидетельства современников.
2. В предисловии владыка Вениамин пишет: «Я многим рассказывал свои впечатления о монастырях и святых людях. И не раз слушатели просили меня записать мои воспоминания для пользы другим, которые уже не видели и даже не слышали о подобных предметах прошлого времени. А может быть, на мне лежит долг благовествовать об этом, по слову Писания: сердцем веруется в правду, устами же исповедуется во спасение — и мне самому. А упоминаемые угодники Божии вспомнят пред Престолом Господним о нас с вами. Конечно, эти воспоминания не охватывают всех сторон монастырской жизни; не говорят о подвижнической страде иноков, какая известна была лишь им одним, их духовникам, да Самому Богу. Я буду говорить лишь о наиболее выдающихся лицах и светлых явлениях Оптиной».
3. По словам профессора Московской Духовной Академии, Алексея Константиновича Светозарского, «Божьими людьми» Владыка любовно назвал всех людей, прислушивающихся к жизни горнего мира, живущих этой неземной реальностью, идущих по узкому и тернистому пути в Царствие Небесное. Именно эти «Божьи люди», встречи с ними, по мнению Светозарского, во многом определили жизненный путь будущего иерарха. Из записок самого митрополита, из рассказов о нем известно, что монашество и даже архиерейство ему предсказывали схимник в Воронеже (будущему владыке было в то время два года); старец Иоанно-Предтеченского скита на Валааме о. Никита; некая благочестивая старица; иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры о. Исидор.
4. Следующий очерк, вошедший в книгу, называется «Северный Афон» и представляет собой первое опубликованное произведение студента - паломника на Валаам Ивана Федченкова. Жанровые сцены и бытовые зарисовки в этих записках соседствуют с глубокими размышлениями, явственно звучат апологетические и полемические нотки. Литературные портреты встреченных на Валааме людей отличаются яркостью и выразительностью. «Записки студента - паломника на Валаам» появились впервые в 1906 году, на страницах журнала «Странник» и были подписаны инициалом (начальной буквой фамилии) - «фита». Очерк написан молодым человеком 24 лет от роду, «солидным» богословом, свободно цитирующим святоотеческие творения, жизнерадостным мальчишкой, распевающим ирмосы «о воде», живым и непосредственным. В этой «пробе пера» уже заложены характерные черты писательского стиля, которые будущий архипастырь будет развивать в дальнейшем.
5. Об этом периоде жизни митрополита Вениамина профессор Святозарский рассказывает, что «при поступлении в академию Иван Федченков и не помышлял о монашестве. Но постепенно его воззрения стали меняться. Уже на первом курсе он по совету архимандрита Феофана (Быстрова), занимавшего должность инспектора академии, начал серьёзно изучать аскетические творения святых отцов, посещать руководимый отцом Феофаном «златоустовский кружок», где желающие из числа студентов академии серьёзно занимались святоотеческим наследием. Постепенно в его душе возникло и укрепилось стремление к монашеству.
6. Однако перед своей поездкой на Валаам, Иван Федченков испытывал сильные сомнения относительно выбора дальнейшего жизненного пути. Скорей всего, молодому богослову просто необходимо было услышать некое призвание свыше - глас Божий, призывающий его на служение в иноческом образе. Этот призыв он услышал из уст насельника Валаама схимонаха Никиты (Филина), и на всю жизнь запомнил эту знаменательную встречу с подвижником из Иоанно-Предтеченского скита. О сокровенной стороне короткого, но очень глубокого общения студент Федченков, конечно, в своём очерке не рассказал. О ней он поведал после, став иеромонахом, вновь посетившим Валаам уже после смерти отца Никиты и предоставившим анонимно для печати свои воспоминания о встрече со старцем. А свое 12-дневное паломничество на Валаам он описал в очерке, который составил вторую часть этого издания.
7. В третьей, самой маленькой, части книги читатели найдут произведение, посвященное святому праведному Иоанну Кронштадтскому. В предисловии автор пишет: «Приступать к воспоминаниям о приснопамятном отце Иоанне, всегда бывало особенно трудно: слишком он был высок; а я – грешный. И лишь ради пользы других принимаюсь за описание моих личных впечатлений о нем». Описав вкратце биографию святого праведника, митрополит Вениамин вспоминает о первой своей встрече с ним. Пишет о чудесах, о великом служении отца Иоанна. Ценность этих воспоминаний заключается ещё и в том, что митрополит Вениамин, будучи современником отца Иоанна, был лично знаком с ним, не раз встречался, беседовал и даже сослужил дорогому батюшке. Через всю свою насыщенную многими событиями и свершениями жизнь владыка Вениамин пронёс светлый образ доброго пастыря, стремясь подражать вере, трудам и подвигам Кронштадтского праведника.
***
Христа можно встретить в тех, кто идет по Его стопам, и это — святые. О них рассказывает митрополит Вениамин (Федченков), который всю жизнь собирал рассказы о «Божьих людях», о праведниках, о чудесных явлениях. Ценность этих рассказов в том, что Владыка пишет не по книжкам, всё, что найдет читатель в книге — зарисовки очевидца. Ведь нередко он записывал то, чему сам был свидетелем. Собирал он и письма к нему различных людей, особенно те из них, в которых отражались человеческие судьбы, какие-либо закономерности духовной жизни. Этот богатейший материал владыка Вениамин использовал в своих книгах. И одна из них - перед вами.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 16 октября
День ангела. 16 октября
Церковный календарь 16 октября. Икона Божией Матери Трубчевская
Евангелие 16 октября. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен
Читаем Апостол. 16 октября 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!