В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения митрополита Антония Сурожского, а в прошлом году - 20 лет, как окончился его исполненный трудов земной путь. В честь этих двух юбилейных дат Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» проводятся конференции, семинары, презентации и другие мероприятия, знакомящие с наследием владыки Антония. К этому призвана также публикация книг по творения архипастыря, которую осуществляет Фонд при сотрудничестве с издательством «Терирем». На нашей книжной полке уже было представлено несколько изданий из этой серии, и сегодня мы продолжаем знакомить вас с трудами выдающегося пастыря-проповедника.
***
1. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию три книги, на страницах которых собраны беседы и размышления митрополита Антония о христианстве, молитве, жизни, болезни и смерти. Но прежде всего, скажем несколько слов о жизни митрополита Антония. Андрей Борисович Блум – так в миру звали Владыку, родился в 1914 году в семье сотрудника русской дипломатической службы. Его раннее детство прошло в Персии, где отец служил русским консулом. В 1920 году семья Блумов с трудом добралась до Европы и после нескольких лет скитаний осела в Париже. Там будущий митрополит окончил среднюю школу, а затем биологический и медицинский факультеты Парижского университета. В 1939 году, перед уходом на фронт хирургом, Андрей Блум тайно произнес монашеские обеты и через 4 года был пострижен в мантию с именем Антония.
2. В годы немецкой оккупации – он врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны продолжал медицинскую практику до тех пор, пока не был призван к священству, рукоположен во иеромонаха и направлен на пастырское служение в Англию. С 1957 года Владыка Антоний - епископ Русской Православной Церкви, с 1966-го - митрополит и Патриарший Экзарх в Западной Европе. За годы его служения в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью.
3. По его собственному прошению в 1974 году владыка Антоний был освобожден от должностей и с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью. Первые его книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке в 1960-е годы и были переведены на многие языки мира. Митрополит Антоний стал широко известен по всему миру как пастырь-проповедник, его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви. И вот уже несколько десятков лет проповеди и выступления Владыки продолжают вызывать непреходящий интерес. И представленные сегодня в нашей программе книги также найдут своего читателя.
4. Первая из них называется – «Быть Христианином». «Всё Евангелие говорит о Любви. Не о послушании, не о дисциплине, не об уставе, но главный смысл Евангелия – Любовь, - говорил митрополит Антоний. - Не та плотская любовь что кажется летящей радостью, трепетом, и восторженным состоянием души. Но та Любовь, которая сияет в подвиге, в терпении, в прощении... Та любовь, что делает всё время что-то через своё «не могу» ради другого». И сам владыка, по словам издателей, был не просто рассказчиком этого смысла, он был свидетелем его. И евангельская Любовь становилась реальностью для тех, кто хотя бы раз слышал владыку или читал его беседы. А если бы среди множества современных духовных книг нам, - говорят издатели, нужно было бы выбрать главные, то именно этот сборник бесед владыки Антония мы бы назвали в числе первых.
5. В сборник «Быть христианином» вошел цикл бесед, которые были начитаны владыкой Антонием специально для аудитории в России в августе 1995 года. Эти беседы дополнены двумя текстами: выступлением на тему духовничества и беседой в Лондонском приходе о христианской жизни. Издатели напоминают, что Владыка Антоний никогда не писал свои тексты, а говорил «от сердца к сердцу», из глубин своего опыта жизни с Богом, щедро делясь с каждым человеком всем, чем жил сам. Настоящее издание подготовлено с соблюдением авторского стиля живой речи, обращенной непосредственно к собеседнику.
6. Следующая из книг называется «Отче наш». В ней представлены размышления архипастыря о молитве Господней. Как отмечают издатели, владыка Антоний мог говорить о молитве как никто другой, ибо был неустанным и горячим ее делателем. Главное, что ему нужно было в жизни это «пребывание с Христом лицом к лицу», - такие слова часто встречаются в его проповедях, - поэтому кончину владыки можно по праву назвать блаженной. 21 год назад Господь дал митрополиту Антонию сбросить узы плоти, которые душу, возросшую в молитвенном опыте, уже только обременяли. А в прошлом году вышел этот сборник, где его размышления разных лет об одной из самых важных и самых частых в обиходе христианских молитв впервые объединены под одной обложкой.
7. Еще одна книга называется – «Жизнь. Болезнь. Смерть». Мимо вопроса о смысле жизни и о неизбежном смертном ее конце не может пройти ни один человек. Апостол Павел с упованием ждал смерти как перехода в вечную жизнь. Способны ли мы дерзновенно повторить его слова: «Для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение»? И если нет - то как нам справиться с мучительными мыслями о будто бы бессмысленности земной жизни? Владыка Антоний как никто другой мог рассуждать о жизни, болезни и смерти, поскольку ему довелось быть и хирургом, и пастырем. Сам он говорил, что в подходе к этим вопросам он не может разделить в себе человека, христианина, священнослужителя и врача, и размышляет о них из всего многообразия своего жизненного опыта.
8. Как отмечают издатели, Владыка не предлагает дешевого утешения, не призывает он и к тому, чтобы «покорно» принять смерть как неизбежную данность нашего падшего мира. Христианин призван осмыслить каждое событие жизни в свете своей веры во Христа, Который Сам прошел путем смерти и открыл человеку путь в утерянную было вечную жизнь. Примеры, которые приводит Владыка, показывают, что и неверующий находит смысл жизни в служении идее, и смерть перестает быть конечным уничтожением. Напротив, земная жизнь наполняется интенсивной устремленностью ввысь. А оставшиеся получают уверение в том, что их неумирающая любовь к почившему не может быть тщетной...
***
Владыка Антоний в своих беседах и проповедях часто подчеркивает, что он «не богослов», но его проповедь заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов - тот, кто чисто молится; богослов - тот, кто знает Бога. По словам издателей, богословские размышления Владыки можно найти даже в самых ранних его выступлениях (даже до его рукоположения), и его имя как создателя «богословия встречи» сегодня навсегда вписано в историю христианской мысли. Ну, и конечно, самое главное в жизни владыки, полностью ставшей служением Богу и ближнему — его пастырский дар, та любовь, которую он щедро дарил всем при жизни и продолжает дарить сейчас через свои проповеди и беседы. Публикация наследия владыки Антония осуществляется по магнитофонным записям и сохраняет звучание его живого слова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Дом Божий — врата небесные. О монашестве, игумене и послушнике
Этот день в истории. 10 декабря
День ангела. 10 декабря
Церковный календарь 10 декабря. Святитель Иаков Ростовский
Евангелие 10 декабря. Написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!