***
1. Книга «Мир вам и благословение... Преподобные отцы и старцы Оптиной пустыни» вышла в свет в издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. В ней собраны краткие жития и выборочные письма преподобных оптинских старцев, которые представляют собой кладезь духовных и практических советов. Это то самое живое и действенное слово, рожденное из опыта, исполненное любви и благодати Божией, которое способно пробудить ум к поиску вечных истин, пленить душу красотой добродетели, вдохнуть в нее стремление к духовному преображению.
2. В предисловии книги издатели обращают наше внимание на то, как проходила повседневная жизнь старца Макария. Здесь мы читаем следующее: «B шесть утра, когда монастырский колокол звонил к ранней литургии, старец Макарий завершал уединенную молитву в своей скитской келье. После утреннего правила, начинавшегося в 2 часа ночи, у него оставалось около двух часов, чтобы побыть наедине с Богом. Затем, позвав келейников, он слушал молитвы этого часа и, подкрепившись чашкой чая, принимался за письма. Когда раздавался звон привратного колокольчика, возвещавшего о приходе посетителей, отец Макарий, отложив перо, спешно запечатывал подготовленные письма и выходил к воротам, чтобы передать их с представившейся оказией или просто благословить путников в дорогу.
3. Возвратившись в келью, он снова брался за письма, постоянно отрываясь для беседы с братиями. Два раза в неделю, в почтовые дни, старец на несколько часов прекращал прием посетителей, посвящая это время подготовке писем. После обеда отец Макарий ненадолго запирался в келье. Полчаса, иногда час - это было его единственное время для отдыха. Затем он отправлялся в гостиницу, где его ждали десятки, а иногда и сотни людей. Возвратившись в скит, старец принимал братий на откровение помыслов, а после ужина и вечернего правила, отпустив келейников, начинал свои вечерние занятия. Затеплив свечу на медном подсвечнике с жестяным зеленым зонтом, он дописывал письма, пребывал в молитве и богомыслии. После того как гасли все скитские огни, окно его кельи еще долго светилось одиноким теплым огоньком.
4. Как видим, - пишут издатели, - все время и все силы старца были отданы служению ближним. Перепиской он занимался урывками, отнимая драгоценные минуты у отдыха и сна. Тем удивительнее обширность оставленного им наследия, ведь только после кончины старца было издано более двух тысяч писем. И это - лишь тщательно выбранные из многих. Это был настоящий духовный подвиг. Когда обеспокоенные братия просили старца поберечь себя, сократить переписку с духовными чадами, отец Макарий отвечал: «Не писать вовсе нельзя, а отвечать одним и обижать молчанием других - я этого не в силах». «Сколько жертв принесено было ближним в этой переписке, которые увенчались его страдальческой кончиной! восклицает игумен Антоний (Бочков), лично знавший старца и его жизнь.
5. По разнообразию рассматриваемых вопросов, глубине участия в жизни человека, обстоятельности рассуждений и мысли, обширности святоотеческих цитат, общему количеству, наконец, письма преподобного Макария, по мнению издателей, по праву можно назвать «золотой классикой» духовной сокровищницы Оптиной пустыни. Это и настоящая энциклопедия святоотеческого учения. Преподобные Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Макарий Египетский, святители Григорий Богослов и Василий Великий - вот далеко не полный перечень авторов, которых он цитирует, преподавая советы не от себя, но от учения святых подвижников. Эта традиция была продолжена преподобным Амвросием и старцами последующих времен.
6. По словам издателей, впечатляет и география адресатов. В те времена, когда большая часть населения страны не отправляла даже по одному письму в год, старец Макарий писал в Калугу и Воронеж, Москву и Тамбов, Петербург и Орел, Тулу и Ярославль, в Новгородскую и Курскую губернии, Казань и Иерусалим. На лошадях, по разбитым почтовым трактам, письма порой добирались до своих адресатов нескоро, но тем драгоценнее становилась для них каждая весточка, каждое слово любимого старца. Он советуется с митрополитом Московским о переводах древних отцов, пишет помощнику обер-прокурора Синода, маститой игумении и послушнице из крепостных, барину - пьянице и сибариту, простому мешанину и богатому купцу, графу-масону, сомневающемуся в церковных таинствах, и пылкому юноше, мечтающему о духовных подвигах, княгине и бедной вдове, юной барышне и заслуженному архимандриту, ветерану - офицеру и впавшей в прелесть схимнице, известному журналисту и полуграмотной инокине.
7. Особенно много старец писал монахиням. Письма отца Макария были для них и отеческим утешением, и вполне конкретными «дорожными знаками» на запутанных тропах монастырских смущений. Более всего старец, в полном соответствии со святоотеческой традицией, учит смирению и любви, без которых ни добрые дела, ни подвиги не имеют цены, а только «смирение и одно сильно спасти нас». С полным вниманием относится старец и к вполне конкретным житейским и бытовым вопросам. Люди, живущие в миру, чаще всего делились со старцем своими скорбями, вопрошали о важном для себя деле, советовались о какой-либо серьезной перемене в жизни. А он учил их предавать себя Богу в любых обстоятельствах, ибо «мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу». А настоящее счастье, по мнению старца Макария, это «жизнь, проходимая с неукоризненной совестью и со смирением».
***
Духовную ценность эпистолярного наследия старца Макария оценили уже его современники. Архимандрит Леонид (Кавелин), один из ближайших его учеников, называл письма старца «дорогой сокровищницей духовных советов». Сразу после кончины старца Оптина обратилась к его духовным чадам с просьбой прислать копии писем для публикации. В результате было издано собрание в шести томах: письма к мирским особам и к монахам, и четыре тома - к монахиням. Впоследствии Оптина издала письма и других преподобных отцов и старцев обители. Из этого кладезя духовных и практических советов издатели почерпнули лишь немногое, отобрав для этого издания наиболее интересные, поучительные и близкие нашему современнику письма. Надеемся, что книга послужит душевной пользе читателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!