У книжной полки. Мир вам и благословение. Преподобные отцы и старцы Оптиной пустыни

11 июля 2022 г.

20 сентября 1860 года, накануне празднования Рождества Божией Матери, отошел ко Господу оптинский старец Макарий. А спустя 138 лет 10 июля были обретены его святые мощи. Ныне они пребывают во Владимирском храме Оптиной Пустыни, куда приходят люди, ищущие у старца, как и при его земной жизни, молитвенной помощи и утешения. Кроме того, время сохранило и донесло до нас огромное духовное наследие прп. Макария, содержащееся главным образом в письмах. Высшую оценку этим письмам в свое время дал святитель Феофан Затворник, который также в письме к одной из монахинь отмечал: «Пишете, что Вы читаете все письма Оптинского старца Макария. Благословенны книжки его. Глубокий веет от них дух смирения и навевает его на всякого читающего. Перечитывайте чаще». Письма прп. Макария и других старцев Оптиной Пустыни собраны на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Мир вам и благословение...»

***

1. Книга «Мир вам и благословение... Преподобные отцы и старцы Оптиной пустыни» вышла в свет в издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. В ней собраны краткие жития и выборочные письма преподобных оптинских старцев, которые представляют собой кладезь духовных и практических советов. Это то самое живое и действенное слово, рожденное из опыта, исполненное любви и благодати Божией, которое способно пробудить ум к поиску вечных истин, пленить душу красотой добродетели, вдохнуть в нее стремление к духовному преображению.

2. В предисловии книги издатели обращают наше внимание на то, как проходила повседневная жизнь старца Макария. Здесь мы читаем следующее: «B шесть утра, когда монастырский колокол звонил к ранней литургии, старец Макарий завершал уединенную молитву в своей скитской келье. После утреннего правила, начинавшегося в 2 часа ночи, у него оставалось около двух часов, чтобы побыть наедине с Богом. Затем, позвав келейников, он слушал молитвы этого часа и, подкрепившись чашкой чая, принимался за письма. Когда раздавался звон привратного колокольчика, возвещавшего о приходе посетителей, отец Макарий, отложив перо, спешно запечатывал подготовленные письма и выходил к воротам, чтобы передать их с представившейся оказией или просто благословить путников в дорогу.

3. Возвратившись в келью, он снова брался за письма, постоянно отрываясь для беседы с братиями. Два раза в неделю, в почтовые дни, старец на несколько часов прекращал прием посетителей, посвящая это время подготовке писем. После обеда отец Макарий ненадолго запирался в келье. Полчаса, иногда час - это было его единственное время для отдыха. Затем он отправлялся в гостиницу, где его ждали десятки, а иногда и сотни людей. Возвратившись в скит, старец принимал братий на откровение помыслов, а после ужина и вечернего правила, отпустив келейников, начинал свои вечерние занятия. Затеплив свечу на медном подсвечнике с жестяным зеленым зонтом, он дописывал письма, пребывал в молитве и богомыслии. После того как гасли все скитские огни, окно его кельи еще долго светилось одиноким теплым огоньком.

4. Как видим, - пишут издатели, - все время и все силы старца были отданы служению ближним. Перепиской он занимался урывками, отнимая драгоценные минуты у отдыха и сна. Тем удивительнее обширность оставленного им наследия, ведь только после кончины старца было издано более двух тысяч писем. И это - лишь тщательно выбранные из многих. Это был настоящий духовный подвиг. Когда обеспокоенные братия просили старца поберечь себя, сократить переписку с духовными чадами, отец Макарий отвечал: «Не писать вовсе нельзя, а отвечать одним и обижать молчанием других - я этого не в силах». «Сколько жертв принесено было ближним в этой переписке, которые увенчались его страдальческой кончиной! восклицает игумен Антоний (Бочков), лично знавший старца и его жизнь.

5. По разнообразию рассматриваемых вопросов, глубине участия в жизни человека, обстоятельности рассуждений и мысли, обширности святоотеческих цитат, общему количеству, наконец, письма преподобного Макария, по мнению издателей, по праву можно назвать «золотой классикой» духовной сокровищницы Оптиной пустыни. Это и настоящая энциклопедия святоотеческого учения. Преподобные Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Макарий Египетский, святители Григорий Богослов и Василий Великий - вот далеко не полный перечень авторов, которых он цитирует, преподавая советы не от себя, но от учения святых подвижников. Эта традиция была продолжена преподобным Амвросием и старцами последующих времен.

6. По словам издателей, впечатляет и география адресатов. В те времена, когда большая часть населения страны не отправляла даже по одному письму в год, старец Макарий писал в Калугу и Воронеж, Москву и Тамбов, Петербург и Орел, Тулу и Ярославль, в Новгородскую и Курскую губернии, Казань и Иерусалим. На лошадях, по разбитым почтовым трактам, письма порой добирались до своих адресатов нескоро, но тем драгоценнее становилась для них каждая весточка, каждое слово любимого старца. Он советуется с митрополитом Московским о переводах древних отцов, пишет помощнику обер-прокурора Синода, маститой игумении и послушнице из крепостных, барину - пьянице и сибариту, простому мешанину и богатому купцу, графу-масону, сомневающемуся в церковных таинствах, и пылкому юноше, мечтающему о духовных подвигах, княгине и бедной вдове, юной барышне и заслуженному архимандриту, ветерану - офицеру и впавшей в прелесть схимнице, известному журналисту и полуграмотной инокине.

7. Особенно много старец писал монахиням. Письма отца Макария были для них и отеческим утешением, и вполне конкретными «дорожными знаками» на запутанных тропах монастырских смущений. Более всего старец, в полном соответствии со святоотеческой традицией, учит смирению и любви, без которых ни добрые дела, ни подвиги не имеют цены, а только «смирение и одно сильно спасти нас». С полным вниманием относится старец и к вполне конкретным житейским и бытовым вопросам. Люди, живущие в миру, чаще всего делились со старцем своими скорбями, вопрошали о важном для себя деле, советовались о какой-либо серьезной перемене в жизни. А он учил их предавать себя Богу в любых обстоятельствах, ибо «мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу». А настоящее счастье, по мнению старца Макария, это «жизнь, проходимая с неукоризненной совестью и со смирением».

***

Духовную ценность эпистолярного наследия старца Макария оценили уже его современники. Архимандрит Леонид (Кавелин), один из ближайших его учеников, называл письма старца «дорогой сокровищницей духовных советов». Сразу после кончины старца Оптина обратилась к его духовным чадам с просьбой прислать копии писем для публикации. В результате было издано собрание в шести томах: письма к мирским особам и к монахам, и четыре тома - к монахиням. Впоследствии Оптина издала письма и других преподобных отцов и старцев обители. Из этого кладезя духовных и практических советов издатели почерпнули лишь немногое, отобрав для этого издания наиболее интересные, поучительные и близкие нашему современнику письма. Надеемся, что книга послужит душевной пользе читателя.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать