У книжной полки. Меню на каждый день Великого поста. Автор – Татьяна Клименко

24 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Чем укреплять свое тело во время Великого поста? У многих возникают опасения, что запрет на вкушение животной пищи сделает их рацион слишком однообразным. Некоторых пугает мысль, что растительная пища не даст им столько сил, сколько необходимо для исполнения ежедневной работы. Порой и в семье кто-то пришел к Богу, а кто-то церковной жизни и ее правил не понимает и не принимает. Однако в наших силах сделать постный стол таким, что домашние не будут чувствовать голода и дискомфорта. «Меню на каждый день Великого поста» предлагает нам издательство Московской Патриархии в книге с аналогичным названием.

***

На вопрос: Как правильно поститься в Великий пост — самый продолжительный и строгий пост Православной Церкви? – издатели книги отвечают следующее. Разъяснения о том, как правильно поститься, содержатся в богослужебной книге Типикон. Церковный устав выделяет несколько степеней строгости поста: полное воздержание от пищи; сухоядение; горячая пища без масла; горячая пища с растительным маслом; вкушение рыбы и др. Так, например, согласно Типикону два дня первой недели поста и Великая Пятница (пятница Страстной недели) — дни строгого поста — воздержания от пищи. В остальные дни, кроме субботних и воскресных дней, разрешается растительная пища без масла, которая принимается один раз, в вечернее время. В субботние и воскресные дни можно употреблять сваренную растительную пищу с маслом дважды в день.

Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Рыба разрешается на Благовещение и в Вербное воскресенье. Рыбная икра — в Лазареву субботу. Однако необходимо помнить, что указанные в Церковном уставе правила были составлены в древних монастырях (а Русская Православная Церковь использует Иерусалимский устав, созданный в VI веке преподобным Саввой Освященным). Правила эти представляют собой идеал поста, идеальный образ, к которому мирянин должен стремиться. Но соблюдать пост во всей полноте, по Уставу, сегодня способны немногие, и далеко не каждого человека на это благословят. Так что послабление поста, которое традиционно допускает Православная Церковь, существует практически для всех.

А вот степень послабления зависит от индивидуальных качеств человека, от его здоровья, от возраста, от обстоятельств и образа жизни. Поэтому, прежде чем приступить к подвигу поста, христианину нужно посоветоваться со священником, у которого он обычно исповедуется. C этим же священником человек может и скорректировать меру поста, если через какое-то время почувствует, что взял на себя подвиг не по силам или, наоборот, слишком легкий труд. В общем, трудности есть, но трудно — это не значит невозможно, и если человек решается поститься, то все препятствия преодолеваются. Ведь постная пища может быть и вкусной, и питательной, и полезной.

Многие из нас знают, как известный писатель Иван Сергеевич Шмелев, выходец из купеческой семьи, в книге «Лето Господне» описал, что в доме родителей подавали на стол во время Великого поста. Давайте вспомним этот фрагмент шмелевского произведения. «В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, “кресты” на Крестопоклонной…

Заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва. А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу… А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а …великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой!» Вот уж действительно, как отмечают издатели, читая это постное меню у Шмелева, не захочешь скоромного! Так и в этой книге предлагается подробное меню на каждый день Великого поста, которое поможет хозяйкам быстро приготовить такие вкусные и сытные блюда, что все домашние будут ждать и желать следующего поста. Время же, необходимое для поисков постных рецептов, останется для молитвы.

Что же предлагает нам составитель этой книги, например, в первые дни Великого поста. Смотрим: на завтрак - постный омлет, на обед - салат из краснокочанной капусты с яблоками, томатный суп с чечевицей, овощное рагу с грибами, на ужин - жареный корень сельдерея и гречневые котлеты. Или на завтрак - салат из авокадо и сельдерея с пастой урбеч. На обед - салат из огурцов с перцем чили, пельмени с грибами и острые баклажаны в аджике. А на ужин – пакоры и постное печенье с мармеладом. Думаю, дальше можно уже не продолжать, рецепты уже и этих блюд могут заинтересовать хозяек, намеревающихся и в великопостный период радовать своих домочадцев. Хотя более строгий постник может отметить, что и это слишком уж шикарный стол для первой седмицы Великого поста.

Кто так подумает, для них прочитаем из этой же книги наставление митрополита Антония Сурожского, который отмечает, что пост — это «не изнурение, а лишение себя того, что нас разрушает. Слишком часто, - говорит владыка Антоний, - мы воспринимаем пост как период скорби, как период безрадостного погружения в себя самих. Пост как будто нас лишает чего-то, о чем мы можем мечтать. Но пост — это весна духовная. Об этом мы можем прочесть и в богослужебных книгах, когда нам указывается на то, что во время поста мы душою должны ожить, что это — начало, что это — не конец и не погружение вглубь греха, а время, когда мы начинаем новую жизнь».

Пост — покаянное время, … но «разве это тот скорбный пост, о котором часто люди говорят и думают, что вот сорок дней надо себя лишать всякого утешения, обычные радости должны отойти, даже пища должна стать скучной? Нет, если мы постимся телесно, то мы постимся так, чтобы тренировать свое тело для подвига. Да, человек больше не ест того, от чего он отяжелевает, от чего тело покрывается жиром, от того, что энергия гаснет; он ест такую пищу, которая обновляет в нем жизненные силы. И вот об этом и говорит телесный пост: ешь, но ешь так, чтобы пища укрепляла твое тело, сделала его живым». Быть может и меню, представленное на страницах этой книги, поможет вам в этом деле.

***

Как говорил еще один шмелевский герой — простой и мудрый Горкин: «Православная наша вера, русская... она… самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость». Ну а если говорить о еде, то по словам апостола Павла, «пища не приближает нас к Богу, она и не удаляет, если она принимается, как дар Божий, благоговейно» (см.: 1 Кор. 8: 8). Если мы вот так, как говорит апостол, будем относиться к различным продуктам питания, если поймем, что Великий пост нам дан как воздержание от пищи и от многого другого, как способ ожить, окрепнуть и телом, и духом и стать более способным рваться ко Христу, всей любовью, всей верой нашей, то и любая великопостная пища будет для нас в радость, как дар Божественной любви.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать