***
1. Труд владыки Мануила (Лемешевского) «Люди радования» представляет собой бесценное свидетельство о жизни Церкви, особенно в годы ее гонений, когда православным, как и в первохристианские времена, требовалось особое мужество, чтобы под гнетом преследований устоять в вере и не свернуть с узкого пути спасения на широкую дорогу греха. Особенно тяжко приходилось тем, кто дал перед Богом обет отречения от мира, но был насильно изгнан богоборцами этот мир... Читатели познакомятся с судьбами людей, чьими молитвами Господь миловал Россию в начале прошлого века. Крупица за крупицей собирал о них сведения архипастырь-летописец в горькие годы богоборчества, когда враг рода человеческого стремился стереть с лица земли Святую Русь.
2. Архив владыки насчитывает тысячи имен. О некоторых подвижниках известны только имена. Свидетельства о других представляют целостные жизнеописания. Но большинство записей — это краткие свидетельства разных людей о встречах с подвижниками благочестия. Конечно, как отмечают издатели, в наши дни, когда открыты архивы, когда информация легко и свободно распространяется по всей земле, многие из записей владыки Мануила уже не новы. Более того, некоторые из людей, о жизни которых архипастырь записывал в далекие 30-е годы, прославлены нашей Церковью в сонме новомучеников, исповедников, преподобных, блаженных... И все же труды архипастыря-летописца представляют собой бесценное свидетельство о жизни Церкви, особенно в годы ее гонений.
3. Сразу после революции 1917 года богоборцы яростно и ожесточенно уничтожали не только носителей веры, но и саму память о них. И в тех непростых обстоятельствах, когда любое проявление активности грозило верующим по меньшей мере ссылкой, а то и смертью, владыка Мануил взял на себя смелость собирать и сохранять для потомков благодатные крупицы свидетельств о благочестивой жизни своих современников. Он понимал, какой подвиг ему предстоит и какой груз ответственности он принимает на себя. Страх Божий и ревность о Его угодниках сопровождали весь процесс работы, отсюда — строжайшее отношение к себе, к своему служению и к своей жизни; контроль над помыслами; аскетизм в одежде, питании, во всей окружающей жизни; любовь к Богу и милосердие к ближнему.
4. Бог весть, какая невидимая духовная брань сопровождала владыку и его помощников во время этой работы в страшные тридцатые годы — годы мученичества и разрушения святынь. Многие его чада отказывались от этого труда: их мучили страхи, головные боли, нападали лень, отупение... Сам же владыка был неустанен в своих поисках. В любую погоду, в лютую стужу и страшную жару, он за несколько километров шел пешком в те укромные дома, где пытались спасаться в миру изгнанные из обителей монахи, и расспрашивал, и записывал, и снова приходил, чтобы сверить свои записи... Он искал людей, которые знали, помнили подвижников, жили вместе с ними — делателями Иисусовой молитвы, прозорливцами, целителями... В «темном царстве» разрушения православных традиций он сумел увидеть расцвет духовных дарований — может быть, ранее сокрытых...
5. По-разному встречали «собирателя жизней» — жизней самых разных людей, слившихся в одну-единствен-ную — жизнь Святой Руси. В одних домах злобствовали и прогоняли его, в других закрывались покрепче, «страха ради иудейска», но истинные боголюбцы принимали архиерея-летописца с любовью и с радостью соучаствовали в его трудах по сохранению новоотеческого предания. Записи делались на небольших листах бумаги, вложенных в такой же согнутый пополам лист, или на карточках. Большинство текстов написано рукой самого владыки, который старался сохранить своеобразие речи повествователя. Проставлял даты и имена рассказчиков. Эти уникальные многочисленные листочки дошли до нас в плачевном состоянии: бумага пожелтела, чернила выцвели, нередко строки пострадали от водной деформации... В настоящее время все тексты расшифрованы и переведены в электронную базу.
6. Владыка Мануил всегда осознавал, что успехи в любых делах являются милостию Божией и получаются только с Его помощью. Поэтому часто в процессе работы или по окончании какой-либо части задуманного он служил молебны. «Сегодня днем отслужил благодарственный молебен за все те милости, которые Господь явил мне за последнее время... за успешное завершение Аленой Константиновной изысканий в целом ряде книг го российской агиологии», — записывал он в дневнике 1946 года. Собирать свидетельства о благочестивой жизни своих современников владыка Мануил задумал, еще когда он, будучи иеромонахом, обучался в Петербургской духовной академии. Вместе с другими студентами он организовал историко-литургический и догматический кружок.
7. Члены этого кружка поставили себе задачей составить Петроградский патерик, Петроградский отечник, сводный синодик-месяцеслов по Северному краю, а также «Книгу вечной скорби», «Книгу вечной радости», «Книгу вечной печали», «Книгу великого укора и назидания», частности, в «Книгу вечной радости» студенты предполагали записывать жизнеописания православных христиан, которые не были прославлены Церковью, но для близких и родных служили примером благочестивой жизни. Однако все эти планы разрушила революция — академию попросту разогнали. Но мысль не дать пропасть втуне именам тех людей, жизнь которых могла бы послужить светом для их потомков, не оставляла владыку всю оставшуюся жизнь.
***
Схимонахиня Серафима Егорьевская, будучи 15 августа 1933 года в Москве, говорила: «Какой великий подвиг несет владыка Мануил, составляя жития подвижников!» Результаты этого подвига и поныне питают души православных удивительными примерами самоотверженности и утверждают в той незыблемой истине, что и в самые трудные времена можно не только сохранять твердую веру в Промысл Божий, но и совершенствоваться в духовном делании. Эта книга — о людях с чистыми сердцами. О жаждущих правды и верных ей. О незлобивых, кротких. О стойких. О гонимых... Это им сказал Господь: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (МФ- 5: 12). И небеса радовались о них. О них радовались люди, знавшие их. О них будут радоваться и читатели этой книги. Потому что это — люди радования.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!