У книжной полки. Луг Духовный

13 марта 2023 г.

Византийский духовный писатель, блаженный Иоанн Мосх, в конце 6-го столетия вместе со своим учеником Софронием (будущим патриархом Иерусалимским) совершил великое путешествие по монастырям Ближнего Востока. Они обошли почти все знаменитые палестинские и сирийские обители, посетили Египет и добрались до славной Фиваиды и отдаленного Оазиса, они записывали все, что видели или слышали замечательного о подвижнической жизни. Собранные ими сведения составили книгу, получившую название «Луг Духовный». Это знаменитое творение, в силу своей востребованности, пережило несколько изданий. А в прошлом году вышло вновь в издательстве Ника. Его мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Книга со столь красивым и характерным названием «Луг духовный», написана строгим подвижником Христовым, византийским церковным писателем конца 6-го и начала 7-го века, о котором сохранилось немного сведений. Как отмечают издатели, не известны ни родина блаженного Иоанна, ни год рождения, ни то, где он получил образование. Из его творения можно только заключить, что он отличался обширными познаниями. Его, впрочем, мало занимали светские науки: высшие вопросы религии и философии, глубокие духовные опыты - вот к чему лежала его душа, вот чем он никогда не переставал интересоваться. Стремление к Богу и высшему нравственному совершенству руководило его научными занятиями.

2. Первые годы подвижничества блаженного Иоанна связывают с обителью святого Илии, которая  находилась на пустынном берегу реки священного Иордана. Сюда-то прежде всего пришел, влекомый духом подвижничества, Иоанн Мосх и прожил здесь около десяти лет, предаваясь по временам полному уединению в близлежащей пещере. Это было в 568-579 годах. В царствование императора Тиверия Иоанну пришлось отправиться в Египет, где происходили страшные смуты, возбуждаемые монофизитской ересью. Александрийским патриархом в то время был Евлогий, предшественник Иоанна Милостивого. На помощь Евлогию в его борьбе с еретиками, вероятно, и отправился в Египет глубоко образованный инок.

3. В самом конце 6 века блаженный Иоанн вновь находится в Палестине, в обители преподобного Феодосия. Здесь он знакомится со своим знаменитым учеником Софронием, бывшим впоследствии патриархом Иерусалимским. Общее стремление к духовному совершенству соединило наставника и ученика узами теснейшей дружбы. Познакомившись с преданиями о великих подвижниках, хранившимися в обители прп. Феодосия, они решились посетить знаменитые обители Востока. Изучая духовную жизнь в различных степенях и многообразных проявлениях, они желали видеть и беседовать с опытными в духовной жизни старцами-подвижниками, насладиться их лицезрением и затем изобразить все это письменно для назидания грядущих веков.

4. Так началось великое путешествие по обителям Палестины, Сирии, Египта, продолжавшееся целые десятки лет. В поисках духовных сокровищ ревностных путников ничто не страшило и не останавливало: ни топкие болота, ни бурное озеро Мареотис, ни дикие звери, хищники, множество крокодилов. Особенно опасной оказалась Скитская пустынь, лежащая ближе к Нилу, чем другие пустыни. Чтобы достигнуть ее, нужно было преодолеть немало препятствий. И везде путники-друзья встречались с великими старцами, собирали сведения о великих подвижниках, что потом Мосх правдиво изобразил для назидания грядущим векам. Последние 2 года жизни блаженный Иоанн провел в Риме, и здесь окончательно привел в порядок свои записки. Посвятив их своему «верному чаду» Софронию, он передал их ему для душевной пользы всех ревнующих о нетленных небес­ных благах. Так явился на свет Божий «Луг Духовный».

5. Эта книга эта состоит из описаний отдельных событий и размышлений и принадлежит к числу известнейших и самых распространенных на Руси агиографических и святоотеческих творений. Наши православные предки с усердием распространяли его, любили читать, запоминали сказанное в нем, охотно передавали друг другу узнанное и старались воплотить в своей жизни его наставления. Уже 7 Вселенский Собор подчеркнул догматическую важность «Луга духовного» - во время деяний Собора читались 45 и 180 главы этого сочинения, а именно о почитании образа Пресвятой Богородицы. Вся книга свидетельствует об истинности Православия и подает поразительные и великолепные примеры любви ко Христу Богу многих древних христиан, которые верно хранили христианские догматы и священные обряды и делом, всей своей жизнью показывали, как надо жить по-христиански, по заповедям евангельским, чтобы наследовать Царство Небесное.

6. Сам автор, блаженный Иоанн Мосх, обращаясь к своему другу и спутнику Софронию, определяя название своего творения, говорит о его содержании и пользе. «Возлюбленный, - пишет он святителю Софронию, - что может быть приятнее зрелища, которое представляет собою весенний луг, испещренный разнообразными цветами?.. Вот с таким же удовольствием прими и настоящий труд, благодатное и верное чадо Софроний! Ты найдешь в нем добродетели святых мужей, просиявших в наше время... Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплел для тебя венок, и подношу его тебе, а чрез тебя и всем. По этой-то причине и этот труд я назвал Лугом: каждый может найти в нем духовное наслаждение, благоухание и пользу».

7. Непреходящее значение настоящего творения заключается в том, что как весь подвиг святых, так и их наставления представляются на страницах «Луга Духовного» не просто в виде суммы хороших поступков или накопления добрых дел. Они предстают пред нами как полное перерождение ветхого - греховного - человека в нового - по образу Создавшего - при содействии благодати Божией. А как отмечает переводчик книги, «кроме глубокой поучительности, книга блаженного Иоанна имеет большое значение и в историческом и догматическом отношениях. Благочестивые путешественники обошли православный Восток, можно сказать, накануне того грозного исторического момента, когда магометанство на долгие, долгие годы мрачной тучей нависло над ясным прежде Востоком.

8. При чтении книги «Луг Духовный», читателю живо представляется, в каком положении находилась Палестина и другие страны православного Востока перед завоеванием арабов, и с грустью можно сравнить печальное настоящее с давно минувшими временами. Благодаря творению бл. Иоанна Мосха, мы можем познакомиться со многими подвижниками тех времен, и найти  в его рассказах духовное наслаждение и пользу.

***

По словам профессора Константина Ефимовича Скурата, «читая славную летопись деяний подвижников духа, милостью Божией сохраненную для нас, невольно присоединяешься к святым путешественникам, двум великим мужам, вместе с ними узнаешь житие и слушаешь наставления «земных ангелов и небесных человеков»». С «Лугом Духовным» в руках, - отмечает и переводчик книги, -  мы как бы сами путешествуем по Палестине, Сирии, Египту той отдаленной эпохи. Особый аромат несется нам с этого «Луга»: это впечатление свежести, безыскусственной прелести живого рассказа, простоты и неподдельной правдивости. Величие древних отцов, служивших Богу с полным самоотречением, их твердая верность евангельской истине поражают душу благоговением к древности, в назидание векам последующим».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать