Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга петербургского священника Михаила Бравермана - «Литургия: опыт богословского комментария» вышла в свет в издательстве «Ладан». Она посвящена главному богослужению Православной церкви - Литургии и совершаемому на ней главному Таинству — Причащению. Литургия рассматривается автором не только как важнейшая часть церковной жизни, но и как живой «учебник богословия», в котором раскрываются основные положения церковного учения, явлена вся полнота и красота богословия, отмечены вехи исторического пути Православия и воплощено церковное искусство.
2. Из истории мы знаем, что Православная вера пришла в Россию из Византии — восточной части Римской империи. Именно в этом, - по словам автора, - воспитанном на греческой философии мире, евангельская вера облеклась в языковую плоть для выражения себя в богословии и богослужении. Впоследствии, согласно преданию, именно красота византийского богослужения пленила послов святого князя Владимира, побудив его выбрать Православие в качестве новой государственной религии. Само слово «литургия», как и многие другие слова церковного обихода, - греческого происхождения. В переводе оно означает общественное, общее дело. Таким образом, церковная Литургия — это общее служение, общая молитва, которую приносит народ Божий своему Богу и Отцу.
3. Однако, как отмечает автор, - это действие не только человеческое, но и Божественное, поскольку именно Бог, таинственно присутствующий в Своей Церкви, совершает претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И церковная Литургия - это также общее дело Бога и человека. Таинство Причащения - его центр и смысл. По словам автора, на языке Церкви, на языке богословия таинством названо то богослужебное действие, в котором исполняется таинственное, мистическое участие Бога в человеческой жизни и реализуется участие человека в Божественном бытии. В первом из таинств, в Крещении, происходит наше рождение для жизни в Боге: человек входит в Церковь, получает дар духовной жизни.
4. Богообщение, к которому призван в Церкви человек, реализуется затем и в других таинствах. И прежде всего, в полноте и в совершенстве, — в Таинстве Причащения, ибо говорит Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин. 6: 56). Сам по себе, без Бога, человек не обладает полнотой бытия и не причастен жизни вечной. О таинстве Причащения Господь говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Но если мы говорим о Боге, Который над временем и вне времен, «воспоминание» — не столько память о том, что было когда-то, сколько молитва и живое с Ним общение на Литургии. Кроме того, Таинство Причастия, как и вся Литургия, носит еще одно название: «Евхаристия», то есть «благодарение».
5. Мы благодарим и славословим Бога. Мы знаем, что Он сделал для нас: умалив Себя, Он стал человеком, взошел на Крест, умер и воскрес — чтобы даровать всем верующим в Него жизнь вечную. Причастие — приобщение жизни вечной, которая и есть Сам Христос, — и является сущностью Литургии. Таким образом, Литургия является центром всей молитвенной и таинственной жизни Церкви, поэтому знать ее, понимать ее необходимо каждому христианину. В предисловии книги проректор по учебной работе Санкт-Петербургской Православной Духовной академии протоиерей Владимир Хулап отмечает, что в наше время можно найти разные комментарии на Литургию, но сориентироваться в этом объеме текстов довольно сложно.
6. И сложно особенно ввиду того, что в основном это дореволюционные издания, которые по вполне понятным причинам были ориентированы на людей, которые с детства жили церковной богослужебной жизнью. Для большинства сегодняшних православных — как недавно пришедших в храм, так и уже воцерковленных — встреча с Православием состоялась не очень давно, поэтому многие из них нуждаются в ознакомлении с основами вероучения и богослужебной жизни. Именно поэтому возникает необходимость в новых комментариях на Литургию, которые, с одной стороны, использовали и синтезировали бы опыт прошлого, с другой — были бы понятны и доступны нашим современникам.
7. Зная по собственному воцерковлению, а теперь и из своего священнического опыта, как нуждаются люди в осмыслении главного богослужения Церкви, автор и начал работу над этой книгой. При этом он хотел сосредоточить внимание не на прошлом, а на настоящем, и не столько касался вопросов формирования Литургии, сколько рассматривал ее такой, какой она сложилась к сегодняшнему дню и какой она совершается сейчас в наших храмах. Отец Михаил хотел показать читателям, что Литургия не является чем-то отдельным, оторванным от живой веры, но, напротив, что именно в Литургии реализуется призвание человека к богообщению, и что именно к ней должен быть направлен вектор нашей духовной жизни.
8. При этом, говоря о Литургии, автор старался не просто объяснять тот или иной момент чинопоследования, но показывать, что в этом богослужении не только заключены, но и в полноте раскрыты все основные положения нашей веры, Евангелие, церковные догматы и каноны, библейская история и история Церкви. В этом смысле Литургия предстает перед нами как квинтэссенция всего знания и опыта Церкви, а из трех существующих в литургике аспектов — богослужебного, исторического, богословского — в этой книге сделан акцент именно на богословском толковании Литургии, понимая под богословием живое знание Церкви о своем Боге, которое находит выражение в молитве и богослужении.
***
Совершение Божественной Литургии, которая являет нам Господа, можно назвать самым важным действием, творимым в мире. А важной частью этой книги, по словам издателей, является приложение: в нем дан текст Литургии с параллельными иллюстрациями, последовательно отображающими зрительный ряд чинопоследования. Сам же текст набран таким образом, что неразрывная целостность всех пластов Литургии становится наглядной. Издатели выражают надежду, что эта книга поможет читателям разобраться в том, что совершается во время Литургии и более глубоко и осмысленно взглянуть на величайшее Таинство встречи Бога и человека — Евхаристию. Книга может стать прекрасным пособием для катехизаторов, прихожан, студентов богословских школ и самого широкого круга читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!