У книжной полки. Летопись миробытия. Святитель Димитрий Ростовский

4 октября 2022 г.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, широко известен верующим своими знаменитыми «Житиями святых», но им написано и многое другое. Самым значительным сочинением последних лет жизни святителя является «Летопись миробытия», называемая также «Келейным летописцем». Являясь подлинным сосудом благодати Божией, святой архипастырь властию Духа Святого и силой своего слова просвещает душу читателя пониманием Божественного Промысла. По словам самого святителя, в его «Летописи» «много собеседований толковательного, рассмотрительного и нравоучительного духовного содержания». В настоящее время этот труд Ростовского архипастыря вышел в свет в издательстве «Правило веры» и называется - «Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова». 

***

1. Открывает это издание краткое житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского. Здесь мы читаем, что родился святитель 11 декабря 1651 года в селе Макарове под Киевом. Окончил Киево-Могилянскую академию, в 1668 году принял монашество, в 1675-м стал иеромонахом, служил и настоятельствовал в ряде киевских и восточно-украинских монастырей, был проповедником Киево-Печерской лавры. В 1684 году святой Димитрий начал работу над составлением Четьих-Миней, что явилось делом всей его жизни и которому он отдал около двадцати лет. В 1702 году он был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским и прибыл в Ростов Великий. Здесь архипастырь ревностно просвещал духовенство и паству, основал всесословную Грамматическую школу для священнослужителей. Все свободное время он отдавал сочинительству... 28 октября (по старому стилю) 1709 года митрополит мирно почил о Господе.

2. В 1752 году, 21 сентября, по новому стилю 4 октября, мощи Святителя были обретены нетленными, и через два года он был канонизирован. Как отмечают издатели, самым значительным сочинением ростовского периода деятельности преосвященного Димитрия следует считать «Летопись, повествующую о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова». Великая ценность этого труда в том, что читателю даётся возможность понять и осознать действия Божии в сотворении и бытии мира. Вроде бы известные каждому события, такие как, например, грехопадение Адама и Евы, убийство, совершенное Каином, всемирный потоп, Вавилонское столпотворение, погубление Содома и Гоморры, жертвоприношение Авраама и многие другие, при чтении «Летописи» складываются в общую картину миробытия. И читатель, познавая ее, яснее и глубже понимает все события библейской истории, а также часто узнает мало кому ведомые детали.

3. О цели написания Летописи автор пишет в предисловии: «Да будет известно тому, кому придется всмотреться в этот мой убогий летописный труд, что все изложенное здесь не с тою целью писалось, чтобы выпустить в свет отдельным изданием и для ведения книжным людям предложить то, что всем хорошо известно частью из Святой Библии, а частью из различных Хронографов. И не следовало мне к наполненным житницам присоединять малые некие зерна, в наводненные реки горсть воды вливать или к пространным Хронографам присовокуплять краткое летоисчисление. Не было также для меня нужды повествовать знающим и вразумлять благоразумных. Я взялся с Божией помощью писать сию книгу ради своего собственного знания и келейного чтения и не составлял нарочито для других ее на основании собственных своих знаний, но только собирал для себя в научение все лучшее из многих книг. Если же сия книга попадет в руки и других читателей и если она кому-либо будет угодна, то в этом да прославится имя Господне».

4. «Пусть не будет удивительным, - продолжает святитель, - для читающего то обстоятельство, что написанное здесь не в том порядке изложено, каков обычно удерживается в Хронографах и исторических описаниях, повествующих о прошедших деяниях некоторых царств и народов. Это потому, что книга, как я сказал, писалась только для себя, и если где-либо в толкованиях Божественного Писания представлялось моему худоумию что-либо чрезвычайное или душе моей полезное, то я и написал здесь. Как некоторые золото, серебро, жемчуг и что-либо из драгоценных вещей в один ковчежец вкладывают, так и я, собирая из различных мест, изложил вкратце в сей единой книге все, что мог собрать и насколько позволяло мне заниматься этим вре­мя, ввиду возложенных на меня и иных дел, и управления Церковью. Бог же даст читающим и внимающим усердие к чтению и внятию для снискания душевной пользы».

5. Прежде чем перейти к повествованию, автор отвечает на некоторые вопросы. Например, такой: «Почему необходимо каждому читать и знать Божественное Писание и изложенную в нем историю, как и другие учительные и исторические книги?» И святитель отвечает: «Ввиду трех причин: во-первых, для познания Бога; во-вторых, для управления самим собою и, в-третьих, для наставления. Откуда же является у человека сие познание истинного Бога, как не из Священного Писания? Поэтому-то Христос, желая быть познанным Своими учениками и чрез их проповедь явиться известным всему миру, прежде всего отверз им ум разуметь Писание: простецов и некнижных людей Он избрал на апостольство, а послал их на проповедь книжными и умудренными (Лк. 9, 1-2)».

6. Во-вторых, для управления самим собою. Св. Павел в послании к Тимофею пишет следующее: «Измлада Священная Писания умееши, могущая тя умудрити во спасение» (2Тим.3,15). Отсюда ясно, - говорит святитель, - что именно человеком управляет, наставляет и руководит ко спасению — это знание Божественного Писания. Если же в том, чтобы учить друг друга и наставлять ко спасению, заключается долг христианина, то как кто-либо может научить другого, когда сам не будет искусным в Святом Писании и знающим древние деяния? Каким образом такой наставит другого на путь правый, когда он не знает и своего пути, куда он идет? На таком сбывается евангельская притча: "Слепец аще слепца поведет, оба в яму впадета" (Мф. 15,14). Ввиду этих указанных трех причин, - заключает святитель, - необходимо для всякого чтение и ведение Божественного Писания, а также и других полезных книг».

7. Эта книга, по словам издателей, написана увлекательно и доступно, рассчитана на широкий круг читателей. Для удобства ориентирования читателя в тексте «Летописи» редакцией составлено Содержание, отсутствующее в оригинале. Глава «О несогласном летоисчислении» помещена в конце так как вся она посвящена детальному сопоставлению данных различных древних Хронографов и потому интересна в основном узкому кругу специалистов. Завершает книгу поучение святителя Димитрия о молитве Господней и девяти Заповедях блаженства.

***

По словам самого Святителя, в его «Летописи» содержится «и история, и будто толкованьице». Познания свт. Димитрия Ростовского в гуманитарных науках того времени поражают воображение. Он цитирует не только множество святых отцов и церковных хронографов, но и поэтов, философов, богословов, географов от глубокой древности до современности. В определенном смысле «Летопись миробытия» является своеобразной гуманитарной энциклопедией того времени. При этом свои обширные познания и стилистическое мастерство Владыка обращает к благочестивому читателю «для снискания душевной пользы».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать