***
1. Открывает это издание краткое житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского. Здесь мы читаем, что родился святитель 11 декабря 1651 года в селе Макарове под Киевом. Окончил Киево-Могилянскую академию, в 1668 году принял монашество, в 1675-м стал иеромонахом, служил и настоятельствовал в ряде киевских и восточно-украинских монастырей, был проповедником Киево-Печерской лавры. В 1684 году святой Димитрий начал работу над составлением Четьих-Миней, что явилось делом всей его жизни и которому он отдал около двадцати лет. В 1702 году он был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским и прибыл в Ростов Великий. Здесь архипастырь ревностно просвещал духовенство и паству, основал всесословную Грамматическую школу для священнослужителей. Все свободное время он отдавал сочинительству... 28 октября (по старому стилю) 1709 года митрополит мирно почил о Господе.
2. В 1752 году, 21 сентября, по новому стилю 4 октября, мощи Святителя были обретены нетленными, и через два года он был канонизирован. Как отмечают издатели, самым значительным сочинением ростовского периода деятельности преосвященного Димитрия следует считать «Летопись, повествующую о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова». Великая ценность этого труда в том, что читателю даётся возможность понять и осознать действия Божии в сотворении и бытии мира. Вроде бы известные каждому события, такие как, например, грехопадение Адама и Евы, убийство, совершенное Каином, всемирный потоп, Вавилонское столпотворение, погубление Содома и Гоморры, жертвоприношение Авраама и многие другие, при чтении «Летописи» складываются в общую картину миробытия. И читатель, познавая ее, яснее и глубже понимает все события библейской истории, а также часто узнает мало кому ведомые детали.
3. О цели написания Летописи автор пишет в предисловии: «Да будет известно тому, кому придется всмотреться в этот мой убогий летописный труд, что все изложенное здесь не с тою целью писалось, чтобы выпустить в свет отдельным изданием и для ведения книжным людям предложить то, что всем хорошо известно частью из Святой Библии, а частью из различных Хронографов. И не следовало мне к наполненным житницам присоединять малые некие зерна, в наводненные реки горсть воды вливать или к пространным Хронографам присовокуплять краткое летоисчисление. Не было также для меня нужды повествовать знающим и вразумлять благоразумных. Я взялся с Божией помощью писать сию книгу ради своего собственного знания и келейного чтения и не составлял нарочито для других ее на основании собственных своих знаний, но только собирал для себя в научение все лучшее из многих книг. Если же сия книга попадет в руки и других читателей и если она кому-либо будет угодна, то в этом да прославится имя Господне».
4. «Пусть не будет удивительным, - продолжает святитель, - для читающего то обстоятельство, что написанное здесь не в том порядке изложено, каков обычно удерживается в Хронографах и исторических описаниях, повествующих о прошедших деяниях некоторых царств и народов. Это потому, что книга, как я сказал, писалась только для себя, и если где-либо в толкованиях Божественного Писания представлялось моему худоумию что-либо чрезвычайное или душе моей полезное, то я и написал здесь. Как некоторые золото, серебро, жемчуг и что-либо из драгоценных вещей в один ковчежец вкладывают, так и я, собирая из различных мест, изложил вкратце в сей единой книге все, что мог собрать и насколько позволяло мне заниматься этим время, ввиду возложенных на меня и иных дел, и управления Церковью. Бог же даст читающим и внимающим усердие к чтению и внятию для снискания душевной пользы».
5. Прежде чем перейти к повествованию, автор отвечает на некоторые вопросы. Например, такой: «Почему необходимо каждому читать и знать Божественное Писание и изложенную в нем историю, как и другие учительные и исторические книги?» И святитель отвечает: «Ввиду трех причин: во-первых, для познания Бога; во-вторых, для управления самим собою и, в-третьих, для наставления. Откуда же является у человека сие познание истинного Бога, как не из Священного Писания? Поэтому-то Христос, желая быть познанным Своими учениками и чрез их проповедь явиться известным всему миру, прежде всего отверз им ум разуметь Писание: простецов и некнижных людей Он избрал на апостольство, а послал их на проповедь книжными и умудренными (Лк. 9, 1-2)».
6. Во-вторых, для управления самим собою. Св. Павел в послании к Тимофею пишет следующее: «Измлада Священная Писания умееши, могущая тя умудрити во спасение» (2Тим.3,15). Отсюда ясно, - говорит святитель, - что именно человеком управляет, наставляет и руководит ко спасению — это знание Божественного Писания. Если же в том, чтобы учить друг друга и наставлять ко спасению, заключается долг христианина, то как кто-либо может научить другого, когда сам не будет искусным в Святом Писании и знающим древние деяния? Каким образом такой наставит другого на путь правый, когда он не знает и своего пути, куда он идет? На таком сбывается евангельская притча: "Слепец аще слепца поведет, оба в яму впадета" (Мф. 15,14). Ввиду этих указанных трех причин, - заключает святитель, - необходимо для всякого чтение и ведение Божественного Писания, а также и других полезных книг».
7. Эта книга, по словам издателей, написана увлекательно и доступно, рассчитана на широкий круг читателей. Для удобства ориентирования читателя в тексте «Летописи» редакцией составлено Содержание, отсутствующее в оригинале. Глава «О несогласном летоисчислении» помещена в конце так как вся она посвящена детальному сопоставлению данных различных древних Хронографов и потому интересна в основном узкому кругу специалистов. Завершает книгу поучение святителя Димитрия о молитве Господней и девяти Заповедях блаженства.
***
По словам самого Святителя, в его «Летописи» содержится «и история, и будто толкованьице». Познания свт. Димитрия Ростовского в гуманитарных науках того времени поражают воображение. Он цитирует не только множество святых отцов и церковных хронографов, но и поэтов, философов, богословов, географов от глубокой древности до современности. В определенном смысле «Летопись миробытия» является своеобразной гуманитарной энциклопедией того времени. При этом свои обширные познания и стилистическое мастерство Владыка обращает к благочестивому читателю «для снискания душевной пользы».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!