***
1. Как отмечают издатели, в этой книге под одной обложкой встретились два совершенно исключительных издания — Лествица преподобного Иоанна Лествичника и труд по толкованию Лествицы епископа Германа (Осецкого). В предисловии книги издатели вкратце рассказывают о владыке Германе. В миру Александр Кузьмич Осецкий, родился 19 февраля 1828 года в селе Богородском Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника. В 1847 году окончил Ярославскую духовную семинарию, в 1851-м - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его магистерская диссертация назвалась - «Преп. Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования».
2. Начиная с 1853 года Осецкий был сначала инспектором Новгородской семинарии, затем с 1857-го - ректором Кавказской семинарии; а спустя два года – ректор Самарской семинарии. С 1863 года – он архимандрит, наместник Александро-Невской лавры; с 1867-го – епископ Сумской. Наконец, с 1872 по 1886 гг. – епископ Кавказский и Екатеринославский. Преосвященный Герман оставил по себе прекрасную память как заботливый, бескорыстный архипастырь и труженик на поприще религиозно-нравственного просвещения юношества. С именем епископа Германа связано интенсивное развитие и упорядочение церковной жизни на Северном Кавказе, он много полезного сделал для духовенства, учебных заведений, бедных учителей и миссионеров. Скончался 18 декабря 1895 года и был погребен в Александро-Невской Лавре.
3. В свое время епископ Герман говорил, что труд преподобного Иоанна Лествичника - «Лествица» - плохо понимается мирянами и даже монахами; для разъяснения ее и написал свою книгу. В предисловии своего труда владыка пишет: «Преподобный Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской – один из тех великих Угодников Божиих, память которых особенно прославляется Церковью и на которых она преимущественно указывает своим чадам, как учителей духовной жизни. В святые дни Великого поста, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, Святая Церковь нашла благопотребным и полезным предложить им для руководства в подвигах добродетели Лествицу преподобного Иоанна, а в качестве образца представить его самого, как живую лествицу добродетелей».
4. «Поэтому, - отмечает владыка Герман, - и долг, и польза каждого православного христианина, ревнующего о благочестивой жизни, - требуют от него ближайшего знакомства с жизнью Преподобного и вслед за тем внимательного изучения его назидательной книги. Если предлагаемое сочинение поможет кому-либо в таком занятии или, по крайней мере, расположит к нему, то цель этого труда будет достигнута». Далее автор предлагает для рассмотрения общие черты жизни преподобного Иоанна Лествичника. «Надо сознаться, - пишет автор, - что исторических сведений о святом игумене Синайском дошло до нас крайне мало. Кроме того, что можно выбрать из самых сочинений преподобного Иоанна касательно истории его жизни, два писателя, современных ему, также оставили нам сведения о нем.
5. Один из них – инок синайский, живший в его время и писавший как очевидец. Другой – инок раифский, писавший спустя немного времени после смерти святого на основании свидетельств лиц, которые хорошо знали его. Поэтому в своем сказании, которое помещено в начале Лествицы, он говорит следующее: «Все те, которые имели счастье слушать этого великого человека, из коих есть много поставленных им на путь спасения и доселе шествующих по нему, все те могут засвидетельствовать истину этого рассказа». Особенно же ссылается он на монаха Исаака, которого св. Иоанн избавил своими молитвами от многих искушений, и на авву Иоанна, игумена Раифского, который побудил св. Иоанна написать Лествицу, как свидетелей наиболее знаменитых и по своей близости к преподобному наиболее достойных доверия. Значит, сказания этих двух жизнеописателей игумена Синайского являются наиболее достоверными.
6. Жаль только, - отмечает автор, - что они кратки. Впрочем, для нашей цели достаточно и этих немногих известий. Наше намерение – представить преподобного Иоанна как образец подвижничества, «чтобы глядя, как говорится в предисловии к его творению, на труды сего создателя духовной и божественной лествицы, мы поверили написанному им». В своем труде епископ Герман постарался «по возможности изобразить жизнь Святого не столько внешнюю, сколько внутреннюю, – как возрастание, укрепление и усовершенствование сокровенного сердца человека». Его рассказ о жизни прп. Иоанна, а также жития, написанные двумя иноками – Синайским и Раифским – предваряют толкование на Лествицу, которое написал епископ Герман.
7. О Лествице владыка говорит, что написана она преподобным Иоанном Лествичником по просьбе преподобного Иоанна Раифского – изложить главные обязанности монашеского звания, дать руководство инокам, по которому бы они могли благоустроить свою жизнь, шествуя благонадежнейшим путем к высшему совершенству. В своей книге преподобный Иоанн, действительно, изложил все полезное инокам, раскрыл все главнейшие подвиги, какие они должны пройти и совершить. Порядок, в каком представлен круг иноческих обязанностей в Лествице, имеет глубокое значение. В духовной жизни очень важно знать, с чего начать и как повести дело своего исправления и спасения. От незнания этого часто оказываются бесплодными многочисленные и тяжкие труды и подвиги. Преподобный Лествичник и по своему опыту, и по опыту других вполне сознавал это, и в своей книге не раз выражал мысль о великой важности для подвижников соблюдения правильной и строгой постепенности в совершении подвигов. Его «Лествица» имеет 30 степеней или ступеней, комментарии на каждую из них и составил епископ Герман Осецкий.
***
Как отмечает епископ Герман, «Лествица» преподобного Иоанна представляет благонадежнейшее руководство к достижению высшего христианского совершенства. И полезна она не только монахам, но и мирянину, ищущему своего спасения, может оказать действенное и важное пособие. Эта мысль принадлежит не нам, - говорит автор, - а Святой Церкви. Не напрасно она в святые дни говения, когда христиане наиболее расположены заниматься делом своего спасения, предлагает в руководство всем без различия «Лествицу». Внимательное изучение такого общеназидательного отеческого писания может быть в высшей степени поучительно для всякого мыслящего и благочестивого христианина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!