У книжной полки. Лествица для начинающих

28 марта 2023 г.

В четвертую Неделю Великого поста, а также 12 апреля, Святая Церковь чтит память великого подвижника 6 века, игумена Синайской обители преподобного Иоанна Лествичника. Его труд, написанный в конце VI века, под названием - «Лествица, возводящая на Небо», является одним из главных аскетических христианских сочинений. На протяжении четырнадцати веков он неизменно служит руководством ко спасению души всем жаждущим духовного совершенствования. Как победить козни диавола, мира и плоти, преграждающие нам путь в Небесное Царствие? Как познать и преодолеть себя? Как войти в меру совершенства духовного? Ответы на эти и другие вопросы, которые настойчиво задает нам наша совесть, мы и находим в духоносном творении преподобного Иоанна. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию небольшое издание, составленное на основе этого знаменитого творения.

1. Наверное, большинство православных христиан пытались читать «Лествицу» прп. Иоанна, однако по признанию некоторых - они мало что в ней поняли, и еще меньше, что могут применить на практике. Поэтому издательством «Отчий дом» и была составлена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется - «Лествица для начинающих: 200 глав преподобного Иоанна Лествичника». В данную брошюру вошли выдержки, которые будут наиболее понятны нам, мирянам. И по объёму она значительно меньше, чем сама Лествица, и думается, что для усвоения будет гораздо легче. Это не значит, что не нужно пытаться прочесть и понять сам оригинал, но это значит, что если мы не имеем возможности сразу осилить его, то надо попробовать начать с этого небольшого труда.

2. Творение преподобного и богоносного отца Иоанна Лествичника - «Лествица, возводящая на Небо» - это, по словам издателей, есть, прежде всего, его собственная жизнь. Как пишет про него Раифский монах Даниил, «будучи шестнадцати лет телесным возрастом, совершенством же разума тысячелетен, сей блаженный принес себя самого как некую чистую и самопроизвольную жертву Великому Архиерею, и телом взошел на Синайскую, а душою на небесную гору». Это было в начале шестого века. Уже в четвертом веке Синайские горы служили местом постоянного пребывания множества пустынников, которых привлекало туда и священное воспоминание о пророках Моисее и Илии, и безмолвие гор, и малонаселенность полуострова.

3. В четвертом и пятом столетиях синайские пустынники неоднократно подвергались нападению сарацин, от которых многие из них приняли мученическую кончину. Император Юстиниан Первый по прошению старцев воздвиг у подошвы Синайской горы укрепленный монастырь, который на том же месте стоит и до сего дня. В этот монастырь пришел преподобный Иоанн шестнадцатилетним отроком. Отдав в полное послушание старцу свою душу, преподобный провел в обители девятнадцать лет и после кончины старца отошел на подвиг безмолвия, избрав место, называемое Фола, лежавшее в пяти стадиях от храма Господня. Там он провел в неослабном подвиге сорок лет.

4. Обнаружившиеся в подвижнике явные дары Святого Духа дары рассуждения, прозорливости и чудотворения привлекали к нему многих иноков синайских, нарушивших безмолвие преподобного и избравших наконец его игуменом своего монастыря. Как отмечают издатели, избрание это было предуказано свыше уже давно. Когда духовный наставник преподобного, синайский авва Мартирий, пришел с учеником своим, тогда еще молодым монахом, к Анастасию Великому, то последний, взглянув на них, сказал авве Мартирию: «Скажи мне, откуда этот отрок и кто постриг его?» Тот отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Анастасий говорит ему: «Кто бы подумал, авва Мартирий, что ты постриг игумена Синайского»...

5. В другое время тот же авва Мартирий, также взяв с собой Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. Когда потом ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, тот ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Как говорится в синаксарии канона, всю жизнь прп. Иоанна «составляла непрестанная молитва и к Богу любовь безмерная. Он приобрел всех родов добродетели, провел житие благочестиво, был удостоен многих откровений. Достигши такого преуспеяния и будучи поставлен во игумена Синайской горы, он оставил временную жизнь и преселился в вечное упокоение, сперва начертав всемудрую книгу божественных и духовных восхождений, которая именуется Лествица».

6. Именование «Лествичника» преподобный Иоанн и получил от Церкви за эту книгу, написанную по просьбе святого игумена Раифского Иоанна. Учение о восхождении к Богу - вот содержание Лествицы. Тридцать ступеней - тридцать побед положил преподобный от земли до Неба по числу лет Спасителя, вступившего на служение миру. Свой труд прп. Иоанн предварил такими словами: «Всем тем, которые стремятся к тому, чтоб имена их были написаны в небесной книге живота, книга сия показывает превосходный образ течения: ибо, шествуя по указаниям оной, найдешь, что она непогрешительно руководствует ей последующих, сохраняет в целости от всякаго камня преткновения и представляет нам собою лествицу утвержденную, возводящую от земли во Святая Святых…»

7. «Лествица», как отмечают издатели, писалась для монахов Раифского монастыря, но сделалась сокровищем для всех возлюбивших Христа - по всему миру, во многие века. Сколько святых взошло этой лестницей к Богу! Для монахов она - правило жизни, для каждого христианина, какова бы ни была его немощь, она - указание царства Христовой мудрости, дорога верного ученичества Христова. Как отмечают издатели, разум преподобного Иоанна совсем не похож на разум учителей науки мира сего. Его разум очищен от страстей, просветлен Солнцем Правды, свободен от всякого зла. У преподобного Иоанна изучение души человеческой и законов ее основано на подлинном опыте всей жизни и озарено благодатью.

8. Ничего даже приблизительно подобного, по словам издателей, мы не встретим в отвлеченных измышлениях научной психологии, изучающей вне зла и добра мертвую душу условного собирательного человека. Живой опыт, прозрение и советы преподобного Иоанна особенно ценны и животворящи в наше время, когда все настоятельнее, все грознее требует Господь от всякого, именующегося христианином, ясного ответа жизнью: со Христом ли он, или с коснеющим в своей гордости и в своих страстях, устремленным к гибели миром.

***

По словам издателей, 200 глав этой книги собраны из «Лествицы», чтобы составить настольный лечебник души, памятку христианской мудрости для верных душ, живущих в миру. Из всего духоносного сочинения преподобного Иоанна Лествичника для этого издания была сделана выборка текстов, которые доступны для понимания и применимы к жизни благочестивых мирян. Такой подход, по мнению издателей, дает возможность ознакомиться с книгой начинающему христианину, тому, кто недавно пришел к вере и стремится к духовной жизни. Издатели выражают надежду, что, прочитав эти избранные главы, читатель со временем захочет обратиться к полному изданию «Лествицы».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать