У книжной полки. Какое счастье - веровать в Бога!

4 августа 2020 г.

«О, какое же ни с чем не сравненное счастье веровать в Бога, любить Его, страдать за Него! Будем помнить, возлюбленные, и останемся верны до смерти Богу. Он даст нам венец жизни — не земной, многоскорбной, мимотекущей, а жизни вечной в ином мире, несравненно лучшем, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, а жизнь бесконечная, которую нам уготовал Спаситель Своим Крестом и Воскресением». Так пишет в одном из своих писем преподобный Серафим (Романцов), один из последних Глинских старцев. И сегодня в нашей программе сборник писем о. Серафима сестрам Киевского Покровского женского монастыря «Какое счастье — веровать в Бога!»

***

1. «Отец Серафим не имел светского образования. Его академией были монастырь и пустыня. Он обладал огромным духовным опытом и даром проникновения в человеческую душу», — пишет в своих воспоминаниях о старце Серафиме (Романцове) ныне здравствующий архимандрит Рафаил (Карелин). О. Рафаил познакомился с батюшкой, когда тот прибыл на Кавказ после закрытия Глинской пустыни. Обстоятельства его знакомства со отцом Серафимом и воспоминания о нем мы найдем в начале этой книги. «Старец был замечательным рассказчиком, — пишет о. Рафаил, — его беседы захватывали людей, окружавших его. Но он умел говорить о том, что этим людям действительно было нужно. И в рассказах о своей прошлой жизни отвечал на еще не заданные вопросы, которые волновали их».

2. В своих воспоминаниях о Рафаил рисует духовный портрет о. Серафима, показывая его опытность и истинное христианское отношение к ближним: «на исповеди он был очень снисходительным к грешнику, но в то же время требовал борьбы с грехом и главным условием прощения кающегося считал решимость не повторять грехи. Его снисходительность никогда не переходила в потакание человеческим слабостям». … «Зная многих пустынников, мы были свидетелями того, — пишет отец Рафаил, — что те из них, кто находился под молитвенным покровом отца Серафима и слушался его как наставника, шли ровным духовным путем. Казалось, что старец вел их за руку через духовные стремнины и пропасти, более глубокие, чем пропасти и овраги в горах, где стояли их хижины».

3. Отец Рафаил отмечает, что «пустынники, имевшие духовными отцами опытных старцев — таких, как схиархимандрит Серафим, — отличались рассудительностью и мирным устроением духа. А те, которые жили самовольно, начав свой духовный путь с непосильных подвигов, впадали в тяжелые искушения и теряли приобретенное годами труда». Вот как много значит послушание для христианина. «Сам отец Серафим прошел многолетнюю тяжелую школу монастырского послушания, затем учился в «академии смирения» — в тюрьмах, ссылках и лагерях, приобрел опыт пустынножителя в степях Киргизии и горах Кавказа. Поэтому, — заключает о. Рафаил, — его можно назвать "доктором монашеских наук"».

4. Отец Серафим сам был опытным делателем Иисусовой молитвы. И послушание считал необходимым для нее условием. Он говорил, «что если человек упорным трудом стяжет навык к Иисусовой молитве, но не исцелит свою душу послушанием и не будет отсекать свою волю, то молитва, произносимая по привычке, окажется вовсе не той сокровенной непрестанной молитвой, о которой писали подвижники, а всего лишь словами, так как гордый ум не может сочетаться с именем Иисуса Христа — этого непостижимого Смирения». Отец Серафим говорил о том, что для стяжания Иисусовой молитвы необходима борьба со страстями: в чистом сердце молитва пробуждается сама собой. Старец внушал, что молитва не должна быть оторвана от жизни.

5. В воспоминаниях об о. Серафиме мы находим категорическое утверждение старца, «что человек без благодати Божией не в силах побеждать искушения и сдерживать огромную силу греха, который, как яд, отравил все его существо. Только благодать Божия может обуздать грех и сделать человека победителем в духовной борьбе. Поэтому главная задача аскетики — стяжание благодати и хранение ее. Но благодать действует только в смиренном сердце. Где гордость — там уже поражение».  «Всегда старайся обвинить саму себя, — учит в своих письмах о Серафим, — и Боже сохрани — других, ибо Бог устрояет все обстоятельства только по твоему сердцу. Вся тяжесть исходит не извне, но только из твоего сердца». «Спасайся и укрепляйся в терпении, всегда помышляя, что только претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22)».

6. Очень ценно указание старца на признаки смирения, чтоб хоть как-то примерить их к себе, для понимания того, насколько мы далеки от этого: «Смиренным можно назвать того, кто питает в себе всецелую преданность воле Божией, кто всякий успех свой приписывает благодати Божией, а не своим способностям или заслугам; кто ни в чем не доверяет своему рассуждению, но во всем последует повелениям рассуждениям отца своего духовного; кто не только сам не оскорбляет никого, но с радостью переносит оскорбления, причиняемые ему другими; кто с благодарностью довольствуется малым и скудным, считая себя даже и того недостойным; кто истинно считает себя низшим всех и ни в чем не поставляет себя выше других; кто обуздывает язык, не скор на слова и не сварлив в беседе, кто не любит празднословия и многословия».

7. Батюшка в своих письмах советует «не подражать тем, которые недугуют строптивостью, и не обращать внимания на их речи, как бы не слышать их и не замечать». Вторя голосу святых отцов о. Серафим учит о необходимости стяжания страха Божия: «Во всякое время да держимся страха Божия. И страх Божий сохранит нас от всякого зла тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием и потом в свое время исповедать это духовному отцу». Обозначает он в своих письмах и законные степени духовного восхождения: «от них же первая и самая главная есть познание глубокой нашей немощи душевной и телесной. Вторая законная степень есть самоукорение, то есть во всяком неприятном и прискорбном случае обвинять себя, а не других. Третьей же степенью, батюшка называет, благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений».

8. Много внимания в своих письмах о Серафим уделяет христианскому отношению к скорбям. «Понимаю, что тяжело нести крест находящих скорбей, но знай, что это наш удел. Это удел иноков и христиан последнего времени, поэтому если хочешь быть в числе Христовых овец, то принимай все встречающиеся с тобой скорбные обстоятельства как от руки Божией».  «Ни о чем не надобно скорбеть, как только о грехах, — советует о Серафим, — они разлучают нас с Богом, лишают Небесного Царствия и повергают в геенский огонь. Вот о чем следует плакать и сожалеть, сокрушаться и каяться!»

***

Письма старца Серафима содержат многое из поучений святых отцов. Но они не имеют надписаний: у кого и откуда взято то или иное поучение, поскольку писались в условиях богоборческого государственного режима. Кто знаком с духовным наследием прп. Никодима Святогорца, Оптинских старцев, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника найдет в письмах много сродного с ними по духу и содержанию. Духовные советы, преподанные в письмах сестрам, можно адресовать каждому из нас. И сколько же пастырской заботы о душе человека вложено в них, сколько нелицемерной любви, старающейся помочь всякому вопрошающему. Надеемся, что многие читатели найдут для себя в лице отца Серафима хоть и строгого, но любящего духовного отца.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать