***
1. «Отец Серафим не имел светского образования. Его академией были монастырь и пустыня. Он обладал огромным духовным опытом и даром проникновения в человеческую душу», — пишет в своих воспоминаниях о старце Серафиме (Романцове) ныне здравствующий архимандрит Рафаил (Карелин). О. Рафаил познакомился с батюшкой, когда тот прибыл на Кавказ после закрытия Глинской пустыни. Обстоятельства его знакомства со отцом Серафимом и воспоминания о нем мы найдем в начале этой книги. «Старец был замечательным рассказчиком, — пишет о. Рафаил, — его беседы захватывали людей, окружавших его. Но он умел говорить о том, что этим людям действительно было нужно. И в рассказах о своей прошлой жизни отвечал на еще не заданные вопросы, которые волновали их».
2. В своих воспоминаниях о Рафаил рисует духовный портрет о. Серафима, показывая его опытность и истинное христианское отношение к ближним: «на исповеди он был очень снисходительным к грешнику, но в то же время требовал борьбы с грехом и главным условием прощения кающегося считал решимость не повторять грехи. Его снисходительность никогда не переходила в потакание человеческим слабостям». … «Зная многих пустынников, мы были свидетелями того, — пишет отец Рафаил, — что те из них, кто находился под молитвенным покровом отца Серафима и слушался его как наставника, шли ровным духовным путем. Казалось, что старец вел их за руку через духовные стремнины и пропасти, более глубокие, чем пропасти и овраги в горах, где стояли их хижины».
3. Отец Рафаил отмечает, что «пустынники, имевшие духовными отцами опытных старцев — таких, как схиархимандрит Серафим, — отличались рассудительностью и мирным устроением духа. А те, которые жили самовольно, начав свой духовный путь с непосильных подвигов, впадали в тяжелые искушения и теряли приобретенное годами труда». Вот как много значит послушание для христианина. «Сам отец Серафим прошел многолетнюю тяжелую школу монастырского послушания, затем учился в «академии смирения» — в тюрьмах, ссылках и лагерях, приобрел опыт пустынножителя в степях Киргизии и горах Кавказа. Поэтому, — заключает о. Рафаил, — его можно назвать "доктором монашеских наук"».
4. Отец Серафим сам был опытным делателем Иисусовой молитвы. И послушание считал необходимым для нее условием. Он говорил, «что если человек упорным трудом стяжет навык к Иисусовой молитве, но не исцелит свою душу послушанием и не будет отсекать свою волю, то молитва, произносимая по привычке, окажется вовсе не той сокровенной непрестанной молитвой, о которой писали подвижники, а всего лишь словами, так как гордый ум не может сочетаться с именем Иисуса Христа — этого непостижимого Смирения». Отец Серафим говорил о том, что для стяжания Иисусовой молитвы необходима борьба со страстями: в чистом сердце молитва пробуждается сама собой. Старец внушал, что молитва не должна быть оторвана от жизни.
5. В воспоминаниях об о. Серафиме мы находим категорическое утверждение старца, «что человек без благодати Божией не в силах побеждать искушения и сдерживать огромную силу греха, который, как яд, отравил все его существо. Только благодать Божия может обуздать грех и сделать человека победителем в духовной борьбе. Поэтому главная задача аскетики — стяжание благодати и хранение ее. Но благодать действует только в смиренном сердце. Где гордость — там уже поражение». «Всегда старайся обвинить саму себя, — учит в своих письмах о Серафим, — и Боже сохрани — других, ибо Бог устрояет все обстоятельства только по твоему сердцу. Вся тяжесть исходит не извне, но только из твоего сердца». «Спасайся и укрепляйся в терпении, всегда помышляя, что только претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22)».
6. Очень ценно указание старца на признаки смирения, чтоб хоть как-то примерить их к себе, для понимания того, насколько мы далеки от этого: «Смиренным можно назвать того, кто питает в себе всецелую преданность воле Божией, кто всякий успех свой приписывает благодати Божией, а не своим способностям или заслугам; кто ни в чем не доверяет своему рассуждению, но во всем последует повелениям рассуждениям отца своего духовного; кто не только сам не оскорбляет никого, но с радостью переносит оскорбления, причиняемые ему другими; кто с благодарностью довольствуется малым и скудным, считая себя даже и того недостойным; кто истинно считает себя низшим всех и ни в чем не поставляет себя выше других; кто обуздывает язык, не скор на слова и не сварлив в беседе, кто не любит празднословия и многословия».
7. Батюшка в своих письмах советует «не подражать тем, которые недугуют строптивостью, и не обращать внимания на их речи, как бы не слышать их и не замечать». Вторя голосу святых отцов о. Серафим учит о необходимости стяжания страха Божия: «Во всякое время да держимся страха Божия. И страх Божий сохранит нас от всякого зла тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием и потом в свое время исповедать это духовному отцу». Обозначает он в своих письмах и законные степени духовного восхождения: «от них же первая и самая главная есть познание глубокой нашей немощи душевной и телесной. Вторая законная степень есть самоукорение, то есть во всяком неприятном и прискорбном случае обвинять себя, а не других. Третьей же степенью, батюшка называет, благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений».
8. Много внимания в своих письмах о Серафим уделяет христианскому отношению к скорбям. «Понимаю, что тяжело нести крест находящих скорбей, но знай, что это наш удел. Это удел иноков и христиан последнего времени, поэтому если хочешь быть в числе Христовых овец, то принимай все встречающиеся с тобой скорбные обстоятельства как от руки Божией». «Ни о чем не надобно скорбеть, как только о грехах, — советует о Серафим, — они разлучают нас с Богом, лишают Небесного Царствия и повергают в геенский огонь. Вот о чем следует плакать и сожалеть, сокрушаться и каяться!»
***
Письма старца Серафима содержат многое из поучений святых отцов. Но они не имеют надписаний: у кого и откуда взято то или иное поучение, поскольку писались в условиях богоборческого государственного режима. Кто знаком с духовным наследием прп. Никодима Святогорца, Оптинских старцев, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника найдет в письмах много сродного с ними по духу и содержанию. Духовные советы, преподанные в письмах сестрам, можно адресовать каждому из нас. И сколько же пастырской заботы о душе человека вложено в них, сколько нелицемерной любви, старающейся помочь всякому вопрошающему. Надеемся, что многие читатели найдут для себя в лице отца Серафима хоть и строгого, но любящего духовного отца.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!