***
1. Протоиерей Сергий Баранов - отец шестерых детей, секретарь Орской епархии, строитель и первый настоятель Кафедрального Собора Георгия Победоносца, основатель и духовник Орского женского монастыря, руководитель епархиального отдела по церковной архитектуре и иконописи. Создатель иконописной мастерской, работы которой украшают многие храмы и монастыри России, Грузии, Греции, сам как иконописец отец Сергий расписывал храмы на Святой Горе Афон. Является руководителем епархиального отдела по тюремному служению, служит в тюрьмах 23 года. Кроме того, он - председатель попечительского совета Гайского детского дома для умственно отсталых детей. Создатель и в течение 12 лет попечитель епархиального приюта для бездомных.
2. А еще, как сценарист и духовник отец Сергий сотрудничает с городским молодежным театром "Встреча". Является автором сценариев и режиссером более 10 документальных фильмов, часть из которых удостоена премий международных кинофестивалей. И, как он сам о себе говорит, очень нескромный человек. Однако, в этой книге батюшка отвечает серьезно говорит о духовной жизни и молитве. А сам сборник, по словам издателей, является выражением мировоззрения и небольшого опыта отдельной монашеской общины, выросшей в монастырь. Два тома переиздания включают в себя ответы на вопросы, слова к монашествующим, проповеди отца Сергия, беседы и статьи разных лет.
3. Открывают книгу поэтические размышления автора о молитве Иисусовой. «Тихая келия в безлюдном живописном ущелье Святого Афона… Я сижу у распахнутого настежь окна... Ночь, тишина… Мы читаем вечернюю службу по четкам... Каждый в своей келии один перед Богом: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго. Господи…» Я должен смотреть только на Него… Я хочу дышать только Им. Ничто не должно отвлекать ум от Него, уводя в мечту, иллюзию». Практически для каждого человека, живущего в миру, бывает трудно вот так молиться: не отвлекаясь, без мечтаний и витания по всему миру во время своего обращения к Богу. А еще, что больше всего мешает нам быть со Христом, это живущий в нас ветхий человек, который не хочет совлечь с себя греховные одежды, ведь они ему приятны.
4. Но можем ли мы противостать греху, вооружиться и бороться с ним? Об этом и говорит автор с читателями далее на страницах книги. И первая из ее глав называется – «Несколько слов о принципах духовной жизни». В первых строчках отец Сергий приводит следующее наставление старца своему ученику, взятое из скитского патерика. «Когда идет неприятель сильный, жестокий, один монах облачается в латы, берёт оружие и встает навстречу врагу – это глупый монах. А мудрый – лезет на дерево. Глупость первого - в переоценке своих сил. Он, бедный, не понимает, не дает себе отчета в том, что силы неравны. Неравны настолько, что он не только не выстоит, он даже не задержит неприятеля ни на секунду. Его якобы красивая смерть не нужна никому, кроме его собственного тщеславия. Тот, кто надеется выстоять своими собственными силами, искусством, мужеством, уже побежден духом гордости и самомнения, который не позволяет ему трезво думать без эмоций.
5. Мудрый монах лезет на дерево, то есть, во-первых, бежит, а во-вторых, не в никуда, а туда, где помощь. Лезет на дерево, вверх – туда, где его Христос. На дерево – это аллегория, т. е. вверх. Мудрый монах имеет природную скромность в оценке своих возможностей и опытность. Опытность, которая приобретена от исповеди к исповеди, от падения к вставанию и опять падению». Постепенно «он становится мудрым монахом. Тем, кто лезет на дерево, т.е. бежит ко Христу – его мудрость опытная, выстраданная – это духовный иммунитет, который будет работать не только на уровне рассудка, он будет действовать уже и в интуиции».
6. Как отмечает автор, он не случайно выбрал в начале своей беседы о духовной жизни именно этот пример. К этой теме он будет постоянно возвращаться потому, что она для нас является главной. Мы, - отмечает батюшка, - не боремся с грехом, мы избегаем греха. Может у совершенных происходит иначе, но для нас, новоначальных, слабых, глупых, всё именно так, и на этом отец Сергий заостряет наше внимание. Мы бежим, но не просто бежим, мы спешим ко Христу, Христу Спасителю». О том, как зарождается грех в нашей голове, как сердце сочувствует греху, а воля вообще безучастна к нашим попыткам бороться, говорит автор далее в своей беседе. Говорит батюшка и о рассудительности, послушании, покаянии, о правильной внутренней жизни, которая приводит ум ко Христу.
7. «Многие говорят, - отмечает автор, - что исполнением заповедей они приближаются к Богу. А у меня не получается исполнять заповеди самому по себе. Хочу, пытаюсь, плачу – и не получается. Я думаю, ни у кого не получается потому, что если бы дело было только в заповедях, Христос оставил бы нам только заповеди. Но Он оставил Самого Себя, сказав: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Поэтому мы не пытаемся совершить только внешний подвиг. Мы понимаем, что он должен быть основан на правильной внутренней, умной жизни. Во Христе внешний подвиг приобретает мудрое, рассудительное направление. Внешний подвиг несовершенен без умной жизни».
8. «Бога надо искать в молитве», - говорит отец Сергий читателям книги. Но, «чтобы Бог услышал нашу молитву, как утверждает батюшка, мы должны сначала сами научиться её слышать. В разговоре с человеком мы стараемся услышать собеседника. То же самое в диалоге с Богом. Мы останавливаем свои образы, своё мышление, всё своё – и стоим в этой пустоте и темноте. И вот тогда Бог навстречу нам Сам проявляется». Христос - это наш выход в свет, в радость, без Него стать святым невозможно. А на пути к Богу нам посылаются скорби, и совершенство приобретается через терпение боли. Почему так? Обо всё этом говорит отец Сергий со страниц этой книги.
***
Первый том этого издания кроме бесед о принципах духовной жизни, содержит в себе также слова к монашествующим, проповеди, а второй том полностью посвящен ответам на различные вопросы. Как отмечает автор, задавать вопросы всегда легче, чем на них отвечать. Тем более, если это вопросы серьёзные, сложные, выходящие за рамки обычного. Как можно объяснить человеку, никогда не переживавшему состояния любви, что это или как? Очень трудно подобрать слова, сравнения. Иногда батюшка отвечает так: «Любовь – это не в голове. Любовь – это в сердце». Так и о Боге, - как отмечает отец Сергий, - легче молчать, чем говорить. Но читатель ждет ответов, поэтому автор ведет с ним этот разговор о Боге – с искренним желанием помочь ему Его найти, чтобы это перевернуло всю жизнь, всё сознание читающего. И тогда можно будет сказать: «Бог – это не в голове, Бог – это в сердце».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 7 мая 2024 года
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 3
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 2
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 1
ПАСХА 2024. Протоиерей Евгений Попиченко
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!