У книжной полки. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое

24 мая 2023 г.

Рост глобального противостояния мировых держав, экономический и продовольственный кризисы, призывы к коллективной ненависти в отношении целых народов, религий и культур — эти опасности бросают вызов самому существованию нашей страны. Найти ответы на актуальные вопросы и предложить выходы из сложившегося международного кризиса — задача не только политики. Значительный вклад в преодоление таких проблем могут внести верующие люди. О вызовах времени и верном выборе говорится в новой книге Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая вышла в свет издательстве Московской Патриархии. Она называется - «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».

***

1. По словам издателей, эта книга о жизни и смерти, об искушении и моменте истины, о выборе между добром и злом, наконец, о свободном выборе в пользу высшей правды и жизни. А первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, Александр Щипков, обращаясь к читателю, отмечает, что «у Святейшего Патриарха Кирилла немало книг, и каждая из них имеет неповторимое лицо, выполняет особую миссию. Это естественно, ведь Патриарх, оставаясь епископом, прежде всего, выступает как проповедник. В каждом издании он обращается к своей пастве точно так же, как в Рождественских и Пасхальных обращениях, любой его диалог с читателем строится по законам гомилетического жанра. Тоже самое можно сказать и об этой книге.

2. В её заглавие вынесены слова, которые говорил Моисей народу Израиля в пустыне за Иорданом: Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое. Как известно, - отмечает Александр Щипков, понятие избранности меняет смысл от ветхозаветного «избранный народ» к новозаветному «избранию» пути со Христом. В Новом Завете человек по собственной воле примыкает к кругу избранных, Церкви, в котором уже нет ни Еллина, ни Иудея. Этот выбор пути со Христом равнозначен свободному выбору между добром и злом в пользу добра, ибо Он есть истина и Он есть любовь. «Господь не принуждает нас к вере даже силой Своих чудес, - напоминает автор книги. - Но в ответ на нашу молитву Он творит чудеса, и чудо благодати Божией есть чудо, совершаемое Богом в ответ на веру и молитву людей».

3. Новый, христианский избранный народ совершает исход из рабства греха, как ранее народ Израиля совершал исход из египетского рабства. Конечно, свобода от греха не имеет ничего общего с секулярным пониманием свободы как вседозволенности. Выбор подлинной свободы в Боге равнозначен «избранию жизни» в христианском понимании то есть жизни вечной, жизни спасаемой души. Христиане исходят из царства греха, помогая друг другу на этом пути. Здесь невозможны компромиссы с совестью, с религиозно-нравственными принципами, ведь иначе, говоря евангельским языком, соль потеряет силу. И говоря на эту тему, Святейший Патриарх предостерегает нас: «Традиционные институты, в том числе религиозные, пытающиеся встроиться в глобализационный процесс <...> в надежде сохраниться или получить выгоду для себя, рано или поздно сталкиваются с угрозой потери собственной идентичности, что мы и наблюдаем на примере некоторых конфессий, когда-то бывших традиционными для Запада».

4. Именно этой теме, теме самосохранения Церкви в условиях современного неоязыческого секуляристского окружения, посвящена первая глава книги «Перед лицом глобальной опасности». По существу, здесь признается начало новых антицерковных гонений - не атеистических, как говорили прежде, но секуляристских, связанных с глобалистским проектом, в котором не предусмотрена Церковь как самостоятельная и влиятельная социальная сила. Перед лицом этой опасности и для успешного противостояния ей, Святейший Патриарх призывает как верующих, так и неверующих помнить то главное, что нас объединяет. Мы - русская общность, народ, созданный святым князем Владимиром, и наше историческое культурно-языковое пространство сегодня называется Русским миром.

5. Вместе с принятием ортодоксального христианства равноапостольный князь Владимир заложил нравственные и символические коды нашей культуры, которые во многом сохранились даже в условиях госатеизма. О русской общности Патриарх пишет во второй и третьей главах «Истоки нашей истории и будущее Отечества» и «Единство Святой Руси». Он напоминает читателю о том, что народное единство «неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий». Огромную роль в этом сохранении общности, напоминает Святейший Патриарх Кирилл, играет «традиция как сила, передающая в том числе ценности и культурный код нации». И если тема культурного кода неоднократно звучала в первой части книги, то завершается ход рассуждений Патриарха темой высшей правды и темой веры.

6. При этом Предстоятель Русской Церкви не боится использовать в качестве иллюстраций своих тезисов примеры из массовой культуры - конечно, дополняя их необходимыми интерпретациями. В главе «Есть только одна правда» он дает христианское прочтение и раскрывает смысл общеизвестного диалога из фильма «Брат»: «В чем сила, брат?» - «Сила, брат, в правде. О чем забыли сказать режиссер и его герой? - задается вопросом автор и отвечает: о том, что истинная, высшая правда одна. «И с христианской точки зрения <...> надо было сказать: "Брат, правда-то в Боге"». При этом «правда Божия нудится, то есть силой овладевается», следовательно, она требует настойчивой работы человека над собой и над окружающим миром.

7. Поскольку подлинная правда только одна, Божия, то земной путь души человеческой не знает нейтральных территорий, ничейной земли. Духовная брань не признаёт серых зон, компромиссов с совестью, не знает она и подлинного безверия. Вопрос лишь в том, во что именно или в кого человек верит. Вообще, понятие «вера» для данной книги, как и для остальных патриарших книг, является ключевым. «Сколько раз в ответ на молитву Господь спасал наш народ и нашу страну! - отмечает Святейший. - Никогда народ наш не вступал в борьбу со смертельным врагом без молитвы. Вера, то есть связь человека с Богом, - главное. Это словно выключатель: как нужно замкнуть цепь, чтобы увидеть электрический свет, так и вера замыкает цепь между человеком и Богом». «Если мы не устанем верить, не охладеем к Богу, то сможем надеяться на лучшее в нашей исторической судьбе» - заключает Александр Щипков.

***

Автор статьи, которая завершает эту книгу, расценивает эпистолярное наследие Святейшего Патриарха Кирилла как уникальную возможность воспринимать патриаршие проповеди, слова и обращения вживую, здесь и сейчас, в реальном историческом времени, хотя они доверены бумаге и издательскому прессу. Святейший Патриарх в своем творчестве возрождает и наполняет современным содержанием древнерусский жанр слова, вводя в повседневное употребление понятия, которые мы сегодня произносим не задумываясь: «традиционные ценности», «традиционные религии», «Русский мир». Александр Щипков убежден, что новая книга Святейшего Патриарха Кирилла станет предметом изучения для новых поколений исследователей, а изложенные в ней идеи, станут частью мировоззрения российского общества.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать