***
1. Многие произведения известных русских писателей выделяются особой поэтической красотой слога, огромным духовным смыслом. Такие сочинения содержат в себе наставления, поучения, предупреждения, словом те чувства и жизненные убеждения автора, которыми был наполнен его внутренний мир. Это все то, что автор считал важным и необходимым передать своим читателям, все, что было близко его сердцу. Так, уникальный мир русских людей, жизнь которых согрета простой и сильной верой в Бога, открывается в произведениях величайшего русского писателя 20 века - Ивана Сергеевича Шмелева.
2. Иван Сергеевич Шмелев прожил длинную, трудную жизнь. Родился в Москве, в небогатой купеческой семье, учился в гимназии, потом — в Московском университете на юридическом факультете. В 1895 году женился, и вскоре родился его сын Сергей. 1919–22 годы — это самое страшное время для Шмелева. Сергея расстреливают в Крымских подвалах ЧК как участника Добровольческой армии. В результате писатель теряет не только горячо любимого сына, он теряет и свою родину, потому что покидает Россию, где всё напоминает ему об этой трагедии. Живя в эмиграции, Иван Сергеевич пытается восстановить в своем творчестве историческое пространство России, но перед этим он «восстанавливает» свою собственную душу, свою утраченную целостность.
3. Оказавшись в эмиграции физически, духовно писатель продолжал жить в России, «которую мы потеряли». Поэтому, как отмечают издатели, воспоминания для Шмелева были не столько литературным жанром, сколько способом существования. Из рассказов, собранных в этой книге, можно узнать, как Иван Сергеевич стал писателем, благословлялся у старца Варнавы, был спасен от смерти преподобным Серафимом Саровским и других обстоятельствах его жизни на Родине и за границей. В своих очерках и рассказах писатель вновь и вновь возвращался к московскому детству, которое особенно стало ему дорого в эмиграции. Он пишет ряд очерков мемуарного характера о русской культуре: «Как мы открывали Пушкина», «Как я узнавал Толстого», «Как я встречался с Чеховым» и другие.
4. О том, как Шмелев стал писателем, мы уже рассказывали однажды в одной из наших программ. Но думаю, можно снова вспомнить эту историю, потому как данный сборник открывается очерком под названием «Как я стал писателем». Как отмечает Иван Сергеевич, «вышло это так просто и неторжественно», что он даже и не заметил. «Можно сказать, - пишет Шмелев, - вышло непредумышленно. Теперь … кажется мне порой, что я не делался писателем, а будто всегда им был, только — писателем «без печати». Помнится, нянька, бывало, говорила: «И с чего ты такая балаболка? Мелет-мелет невесть чего... как только язык у тебя не устает, балаболка!..»
5. Как признается писатель, за постоянную болтовню прозвали его в первом классе гимназии «римский оратор», и кличка эта держалась долго. В балльниках то и дело отмечалось: «Оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках». «Это был, - пишет Шмелев, - так сказать, «дописьменный» век истории моего писательства. За ним вскоре пришел и «письменный». В третьем, кажется, классе я увлекся романами Жюля Верна и написал — длинное и в стихах! — путешествие наших учителей на Луну, на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов нашего латиниста Бегемота. «Поэма» моя имела большой успех, читали ее даже и восьмиклассники, и она наконец попала в лапы к инспектору… Гонорар за эту «поэму» я получил высокий — на шесть часов «на воскресенье», на первый раз.
6. В общем, как отмечает сам писатель, долго рассказывать о первых его шагах в литературную деятельность. Да и нам не прочитать вам весь его рассказ (и рассказ интереснейший) об этом первоначальном периоде его творчества. Это вы сможете сделать сами. А мы перейдем к другому очерку Шмелева, где она вспоминает о том, как благословлялся у старца Варнавы. В 1895 году в журнале «Русское обозрение» был опубликован его первый рассказ «У мельницы». В этом же году Шмелев женился и, совершая свадебное путешествие на Валаам, он заехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского.
7. В своих воспоминаниях Иван Сергеевич пишет: «Еще в раннем детстве не раз я слышал, как говорили у нас в семье, когда надо было решать что-нибудь важное: "к Троице-Сергию надо съездить, что батюшка Варнава скажет"». «Словом, с «батюшкой Варнавой» во мне сочеталось светлое и святое. И - жуткое. Откуда же это жуткое? А вот откуда. Мне казалось, что «батюшка Варнава» всё знает. Бог всё знает. А «батюшка Варнава» всегда при Боге, молится за всех грешников, всех утешает и - провидит. Потому-то к нему и ходят со всякими важными делами». Вот и Шмелев, в начале своей писательской работы отправился «к Троице-Сергию», к батюшке Варнаве. С первой своей книгой «На скалах Валаама».
8. «Помню, - пишет Иван Сергеевич, - конец июля. Светлый-светлый день. В окно вагона - перелески, тропки, выбитые лаптями богомольцев. Бывало, с Горкиным ходили, шли по зорьке, молитвы пели, дремали в полдень в жарких елках. Милый Горкин, преставился, давно. Говорил, бывало: "благословиться надобно, косатик..." Ну, вот, благословимся. Сохранилась связь с Горкиным, с далеким прошлым: как и тогда, - батюшка Варнава, жив еще. Всё еще "на пещерках", у Черниговской, всё еще утешает». По приезду молодожены долго ждали старца, пока он вышел, поговорил с ними, расспросил. А потом, вспоминает Шмелев: «Кладет мне на голову руку, раздумчиво так говорит: «превознесешься своим талантом». Всё. Во мне проходит робкой мыслью: "каким талантом... этим, писательским?" Страшно думать». Но этим благословением старец Варнава укрепил в нем писательский дар, а кроме того предрек ему предстоящий «крест» страданий, которые ждали его впереди.
***
24 июня 1950 года сердечный приступ оборвал жизнь писателя. Случилось это в обители Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-От, в 140 километрах от Парижа. В своем завещании Шмелев писал, что хочет «умереть в Москве и быть похороненным на Донском кладбище». И мечта православного писателя, коренного москвича Ивана Шмелева осуществилась 30 мая 2000 года, когда его прах обрел покой в родной Москве, на кладбище Донского монастыря рядом с могилой отца. Нам же в наследие остались его книги, в которых отражается его «любовь к России, к русскому быту, к укладу жизни русского народа, к характеру человека и родной природе, словом ко всему русскому». И это не устает волновать душу каждого читателя, также любящего нашу страну.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!