Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга представляет собой коллективный труд нескольких авторов, которые на обширном документальном материале показывают историю Екатеринбургской епархии как составную часть многовекового процесса становления и упрочения православия на территории Среднего Урала. В исторической ретроспективе рассматривается широкий круг вопросов: церковно-административное устройство, строительство храмов и монастырей, повседневная приходская и монашеская жизнь, просветительская, миссионерская и благотворительная деятельность церкви. Издание богато иллюстрировано, в том числе редкими фотографиями, снабжено картами и справочным аппаратом. Рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей Русской Православной Церкви и Урала.
2. Как говорится в предисловии книги, «Православие на Среднем Урале имеет свои уникальные традиции. Край издавна был заселен коми-пермяками, коми-зырянами, удмуртами, марийцами, хантами, манси, башкирами, татарами. Ко времени прихода христианства на уральские земли у каждого народа уже сложилось свое представление о мироустройстве, высших силах, влиявших на жизнь и судьбу человека». Поэтому в повествовании о начальном этапе христианизации Урала большое место уделено дохристианским языческим верованиям многочисленных коренных народов Урала, с которыми пришлось столкнуться русским переселенцам и христианским миссионерам. В книге показан долгий путь обретения опыта сосуществования и взаимодействия народов с разными религиозными представлениями на одной территории.
3. Как отмечают авторы книги, Екатеринбургская епархия во многом разделила судьбу Православия и других конфессий России, пережив вместе со всей страной времена подъема и периоды жестоких испытаний. Довольно поздно появившись на Урале - спустя пять столетий после принятия крещения Русью, - Православная Церковь довольно быстро и глубоко освоила этот новый для нее край. Распространение Православия на Урале началось с появлением здесь русских переселенцев- крестьян и служилых людей в конце 16 в. К исходу 17 столетия вся территория Среднего Урала была включена в традиционную систему церковного управления: во всех крупных населенных пунктах были построены приходские храмы, выросли монастыри, сыгравшие значительную роль в утверждении основ православной жизни на Уральской земле и оставившие заметный след в хозяйственном освоении края.
4. В связи с этим в книге подробно говорится об основателях монастырей на Урале: святых Трифоне Вятском и Далмате Исетском, рассматривается повседневная жизнь монахов в 17-19 вв. (что ранее не изучалось), формирование основных центров паломничества в регионе, появление уже к концу 17 в. местночтимых святых, первым из которых стал праведный Симеон Верхотурский. Иноки-миссионеры, жившие в монастырях, служили тогда и на сельских приходах, повсюду распространяя христианское просвещение. Таким образом, православная жизнь динамично развивалась на Среднем Урале, пока не наступил 1917 год, когда новые власти начали политику ожесточенных гонений на религию вообще и на Православную Церковь в частности.
5. В своем слове, предваряющем издание, архиепископ Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский), возглавлявший Екатеринбургскую епархию с 1999 по 2011 год, отмечает: «20 век стал трагичным веком для Православия в России, после отделения Церкви от государства была прекращена всякая миссионерская деятельность Русской Православной церкви. Проповедь слова Божия из служения миссионерского переросла в исповеднический подвиг. Многие святители-священники и миряне окончили мученически свой крестный путь. Одним из первых мучеников на уральской земле явился святитель Андроник Пермский. Апогеем кровавых злодеяний новой власти стало убиение в Екатеринбурге в ночь на 17 июля последнего русского Царя со своей Венценосной Семьей и верными слугами.
6. За одно лето 1918 года только в Екатеринбургской епархии были замучены более пятидесяти священно-церковнослужителей, большинство из них причислены ныне к лику святых. Репрессии против духовенства продолжались на протяжении всего периода советской власти». Формы и методы новой власти были различные: это и террор, и репрессии, и административное давление, и ужесточение законодательства о религии, и ограбление Церкви, и неоднократные попытки расколоть Церковь, и мощная антирелигиозная пропаганда. В связи с этим о каком-либо развитии церковной жизни в это время и думать не приходилось. Вопрос стоял буквально о выживании Православия. В конце 1930-х гг. на территории Екатеринбургской (Свердловской) епархии сохранилось всего два десятка храмов, а сама епархия как церковно-административная единица фактически перестала существовать.
7. В годы Великой Отечественной войны в результате коррекции политического курса руководства страны положение Православной Церкви заметно улучшилось, прекратились прямые преследования за веру. Священноначалие воспользовалось этой возможностью для частичного возрождения церковной жизни. Была восстановлена Свердловская епархия и открыто несколько храмов. Но в целом религиозная жизнь оставалась под жестким контролем со стороны государства, и возможности для развития церковной жизни были сильно ограничены. С приходом к власти Хрущева положение Церкви в стране вновь резко осложняется, т.к. провозглашается форсированное строительство коммунизма, а это предполагает активную борьбу с «религиозным мракобесием».
8. Но несмотря на все гонения 20 века православная жизнь на Урале не прервалась и сохранилась во всех своих основных проявлениях. В конце ХХ века начался новый период возвращения к истокам, активного возрождения церковной жизни во всей полноте. Обо всем этом – о церковной жизни на Урале - от возникновения Православия до наших дней – рассказывает эта книга.
***
Празднование юбилея 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. ознаменовало кардинальные изменения в области государственно церковных отношений. После этого началось бурное возрождение церковной жизни. Миллионы людей вновь обрели веру и приняли участие в возрождении Православия по всей стране. Этот процесс в полной мере охватил и Свердловскую (Екатеринбургскую) епархию. Пережив страшное время лихолетья, она сумела сохраниться и восстановить значительную часть своих традиционных институтов. Произошло это благодаря не только церковным иерархам, их самоотверженности и мудрости, но и простым верующим людям, их терпению, мужеству и вере. О них также рассказывает эта книга. Она будет интересной как для историков специалистов, так и для всех жителей Урала, кому дорога наша малая родина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!