***
1. В этой книге архимандрита Рафаила (Карелина), рассмотрены не только теоретические понятия, но в большей степени именно практическая сторона дела. На страницах издания идет живой разговор автора с теми, кто проявляет искренний интерес к молитве. А поскольку она является барометром духовной жизни, то и вопросы касательно молитвенного делания исходят не из праздного любопытства или желания расширить свой кругозор, а именно из практической нужды в поддержке и совете. Тем более что молитва, как основное орудие против врага рода человеческого всегда встречает сопротивление с его стороны. Поэтому и нужен совет более опытного наставника, каким и можно назвать автора книги, архимандрита Рафаила (Карелина).
2. Автор, стараясь разрешить конкретные вопросы практического осуществления молитвы, затрагивает различные её аспекты. Приведем несколько примеров из книги. Вот отца Рафаила спрашивают: «В Писании Сам Господь говорит, что прежде нашей молитвы знает, в чём мы имеем нужду. Так зачем же многократное повторение Иисусовой молитвы?». На это батюшка отвечает: «В молитве человек не только открывает Богу своё сердце, но изменяется само его сердце, так как Бог невидимо и неслышно отвечает на слова молитвы. Молитва является самоопределением человека и превращением его в личность, по подобию Высшей Личности (Бога). Молитва — это начало вечной жизни на земле; свидетельство того, что человек не только плоть, но и дух и принадлежит не только земле, но и Небу».
3. Продолжая отвечать на вопрос о частом повторении молитв о. Рафаил пишет: «Молитву можно познать только через саму молитву, как понять любовь можно только пережив её. Молитва — дыхание души. Спрашивать, зачем надо повторять молитву, так же странно, как спрашивать, зачем мы постоянно дышим». На вопрос: «Как действует Иисусова молитва?» о. Рафаил отвечает так: «Здесь действует Сам Христос, Который благоволил стать Спасителем мира и избрал из всех имён имя Иисус, которое неразрывно связано с Его Личностью. Сын Божий не только спас человека — Он продолжает постоянно спасать его, принимая на Себя грехи человека, становясь между грешником и Божественным правосудием».
4. «Цель молитвы, — пишет о. Рафаил, — сочетание сердца с именем Иисуса Христа. Если человек не достиг непрестанной молитвы во время земной жизни, но постоянно прилагал к тому усилия, то Господь даст ему в час его смерти молитву, подобную крыльям, на которых душа вознесётся к небу. Непрестанная сердечная молитва — есть великое сокровище, которое и добывается великим трудом». Что это за труд и в чем он заключается? – спрашивают о. Рафаила. «Человек, — отвечает батюшка, — должен считать молитву главным духовным деланием и подчинить ей свою жизнь — как внутреннюю, так и внешнюю. Человек, стремящийся к Иисусовой молитве, должен постоянно отсекать всё, что отвлекает его от Бога, рассеивает ум, загружает ненужным и лишним память, расслабляет волю».
5 Человек, занимающийся молитвой, замечает о. Рафаил, должен «остерегаться лжи, которая грязнИт сердце, и избегать злобы, так как со злобным сердцем не может соединиться имя Иисуса Христа. Если же человек не подчинит свою жизнь молитве, молитва останется внешней, сердце — раздвоенным, а ум будет постоянно отвлекаться от слов молитвы». И что же приобретает человек благодаря молитве в этой жизни? «Покой и радость, — пишет о. Рафаил. — Грех наполняет душу горечью и постоянным беспокойством, а благодать Божия даёт мятущейся душе покой. Внешние блага не могут сделать человека счастливым, если в душе у него зловонная яма. Напротив — молитва, совершающаяся в сердце, убогую хижину превратит в дворец».
6. И что же, «если мы будем стараться изгонять из своего ума память о мире, не погаснет ли в нашей душе любовь к людям — нашим страждущим братьям?». И вот какой ответ на этот непростой вопрос мы читаем у о. Рафаила: «Когда воин из свиты царя предстоит к его трону, то он не заботиться уже ни о чём, зная, что царь не оставит своей милостью не только его, но и его родных. Когда воин с оружием в руках стоит в страже царя, то он не должен ни оглядываться вокруг, ни говорить ни с кем — его взор и ум должны быть обращены к царю. Молитва спасает людей от бед и несчастий, угашает гнев Божий и низводит благодать на землю. Поэтому молитва — это милость к миру». Так просто и образно и в тоже время глубоко отвечает о. Рафаил на самые разнообразные вопросы.
7. Вот, к примеру, на вопрос о внимании и рассеянности во время молитвы, о. Рафаил отвечает, что «есть два вида рассеянной молитвы. Первый — когда человек старается, но не может овладеть своим вниманием: ум оставляет слова молитвы и обращается к земным предметам, но человек не бросает молитву, снова возвращая ум к её словам, и опять ум вырывается, и вновь человек силой воли возвращает его к тому месту, которое ум покинул. Это борьба. И ради труда человека такая молитва спасительна. Второй вид, — пишет автор — небрежная молитва, подобная нечистой жертве Каина, которую отверг Господь. При такой молитве человек произносит молитву без должного внимания, не понимая, перед Кем стоит, что делает, с Кем беседует. О такой молитве пророк Иеремия сказал: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10)».
8. На вопрос: «о чём молиться и что можно посоветовать современному человеку?» - о. Рафаил замечает, что «современный человек молится больше о земном благополучии и здоровье, чем о своём вечном спасении. Поэтому следует переместить векторы молитвы в сторону вечных духовных благ». Современному человеку автор советует заниматься Иисусовой молитвой. «Но, говорит он, - для неё нужен определённый образ жизни и строгий контроль над впечатлениями и информацией, которыми перегружены наши современники». На вопрос: какие книги о молитве, особенно Иисусовой, Вы посоветуете читать новоначальному о. Рафаил рекомендует воздержаться от книги схимонаха Иллариона «На горах Кавказа», а читать лучше сочинения святых Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника».
***
В этой книге затронуто очень много различных вопросов и о молитвенном труде и искушениях встречающихся на этом пути, и о молитве святым, Божией Матери и многое другое. На страницах издания любой читатель почерпнет много полезного и назидательного. Конечно, нельзя не отметить литературный дар автора, его умение образно и глубоко выражать мысль. При чтении его книг всегда возникает ощущение, что ты прикасаешься к духовному, погружаешься в мир, где нет места лжи и полумерам, а есть мир и радость в Духе Святом. И надеемся, наш читатель оценит по достоинству новую книгу о Рафаила «Истинная жизнь — во Христе», посвященную молитве – матери всех добродетелей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!