У книжной полки. Исповедный дневник будущей монахини

5 сентября 2022 г.

Частая исповедь является потребностью православного христианина, желающего содержать в чистоте свое сердце, и поэтому ведущего постоянную борьбу с помыслами и худыми желаниями. Для более пристального самонаблюдения такой человек ведет духовный дневник, где записывает свои действия и грехи, совершенные им за день. Об этом преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься и прочее». Ежедневное наблюдение не только за своими поступками и словами, но даже и мыслями, являет сокровенное желание человека исправиться и изменить свое сердце. Такой исповедный дневник, вышедший в издательстве Данилова монастыря, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. В этом издании представлен исповедный дневник Нины Владимировны Родионовой (в будущем монахини Надежды), который она вела в 1959-1960 годах по благословению своего духовного отца, известного проповедника архимандрита Тихона (Агрикова). По словам Сергея Дубинкина, редактора-составителя книги и родственника монахини Надежды, Нина Владимировна прожила трудную, но спасительную жизнь, в которой скорби и теснота преображают душу человека. Такое приближение к Создателю происходит не вдруг, а постепенно, день за днем: с верой, молитвой и покаянием. И так до тех пор, пока человек не познает самого себя, не станет другим, каким его хочет видеть Бог.

2. Нина Владимировна с юности была глубоко верующей, хотя почти вся ее жизнь пришлась на эпоху СССР, когда государственной религией был атеизм. Немалым духовным опытом с ней делились и укрепляли в вере ее наставники и родные. Среди них - схимонахиня Гавриила (Александрова), духовная дочь и помощница старца Алексия (Мечёва). Нина с детства была у нее, сначала с мамой, а затем и сама. Это были первые уроки молитвы и приобщения к вере. После смерти матушки Гавриилы Нина перешла под духовное окормление к отцу Тихону (Агрикову), насельнику Троице-Сергиевой Лавры. Почти вся ее взрослая жизнь была связана с этим батюшкой. Пока отец Тихон служил в Лавре, она ездила к нему каждую неделю на исповедь. В это же самое время по благословению батюшки она стала вести исповедный дневник.

3. Отец Тихон еще в середине 1960-х годов предсказывал, что его не будет в Лавре. Он часто об этом говорил, но Нина не могла в это поверить, ей казалось это невозможным. Как такой известный и всеми уважаемый священник и вдруг его не будет в Лавре? А всё случилось, как он и говорил. После вынужденного переезда, а фактически – изгнания своего духовного отца из Лавры под давлением светских властей, связь с ним поддерживалась только через письма и редкие встречи. Находясь с 1968 года далеко Москвы, он присылал ей слова поддержки и духовного утешения на нелегком пути к монашеству. Письма он отправлял через третьих лиц, чтобы не обнаружить себя и не подвести своих духовных чад для которых эта переписка была небезопасна. Иногда, тайно приезжая в Москву, он останавливался у своих духовных чад, в том числе и у Нины Владимировны. Несмотря на то, что личное общение было крайне редким, тем не менее отец Тихон оставался для Нины духовником на долгие сорок лет...

4. Двоюродный брат Нины Владимировны, схиигумен Рафаил (Шишков), ее тетя - Антонина Семеновна Переславцева (схимонахиня Никона), племянник - иеромонах Александр (Переславцев) - все они были для нее примером людей, избравших трудный монашеский путь. Обращает на себя внимание тот факт, что все они в разное время были чадами отца Тихона (Агрикова). По благословению архимандрита Тихона она приняла в 1997 году монашеский постриг с именем Надежда 3а этим благословением она ездила к нему в Сухуми. Таинство совершил игумен Алексий (Шишков), ее двоюродный брат (в будущем схиигумен Рафаил), насельник Данилова монастыря.

5. Постриг Нины Владимировны состоялся, когда она была уже в летах, однако еще с юности она вела подлинно монашеский образ жизни. За молитвы и терпение скорбей Господь даровал ей рассудительность и дар слова ко всем страждущим людям. Вся ее благочестивая жизнь стала долгой дорогой на пути в монашество: пение на клиросе в храме, ухаживание за родителями, работа воспитателем в детском саде, одиночество, вынужденная разлука с духовным отцом длиной в двадцать пять лет. Годы советской власти для верующего человека - это не только время безбожия во всех сферах государства, но также и время настоящего духовного подвига веры, монашеского образа жизни в миру ради спасения души.

6. Из-за болезней и физической немощи последние годы матушка Надежда жила, почти не выходя из своей квартиры в Москве. После кончины в 2009 году, еще долгое время в ее письменном столе хранились письма священников, открытки и фотографии разных лет. Совершенно не давно, перебирая весь архив, я, - говорит Сергей Дубинкин, обнаружил сохранившийся исповедный дневник, который Нина Владимировна вела в 1959-1960 годах. Ежедневное наблюдение не только за своими поступками и словами, но даже и мыслями, особо поразило меня и заставило задуматься: а в вере ли я? На полях дневника рукой ее духовника отца Тихона написаны наставления и советы для «Ниночки», как он всегда ласково ее называл.

7. Некоторые слова в дневнике отец Тихон просто подчеркивал, чтобы Нина обратила внимание. Там, где были его замечания на полях дневника, в книге они даны в виде сносок. Удивляет и то, что, несмотря на свою занятость и большое число духовных чад, отец Тихон успевал прочитать дневник, сделать пометки и написать духовные советы по ходу текста исповеди. Более того, у него была практика небольших писем в утешение, которые он оставлял или у дежурного в монастыре, либо лично отдавал с дневником своим исповедникам.

8. Вот, к примеру, одно из писем отца Тихона. «Нина, родненькая, Господь тебя не оставит. Тяжел твой путь, но светозарный... На работке будь в мире со всеми. Дома в молчании, деточка, Господь видит твой труд, ведь не напрасно терпишь, не напрасно. Матерь Божия украсит твою душеньку и смирением, и чистотой, и любовью ко Господу. За папу и маму молись, и за меня. Ладно? Мир Божий и радость душеньке твоей». Записи Нины Владимировны заканчиваются в 1960 году письмом отца Тихона, где он предлагает ей перейти на отдельные исповедные листочки, которые потом можно сжигать.

***

Как отмечает Сергей Дубинкин, решение опубликовать чудом сохранившийся исповедный дневник будущей монахини Надежды, было принято осознанно. Верится, - говорит составитель книги, - что ее запечатленный духовный опыт поможет людям, ищущим Христа, более внимательно смотреть на все происходящее в их жизни, мыслях и в душе. Кто знает, может именно эта книга станет прообразом будущих исповедных дневников многих читателей, готовящихся не только к исповеди, но и к изменению своего внутреннего человека, своего сердца, на которое и смотрит Господь.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать