1. Сборник «Внимай себе» вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря и содержит в себе письма игумена Никона (Воробьева), подвижника XX века, исповедника веры Христовой, известного духовника. Его наставления основаны на святоотеческом наследии и подкреплены собственным опытом духовного делания. Настоящее издание подготовлено составителем книги, профессором Московской Духовной академии А. И. Осиповым. Письма к разным адресатам систематизированы по темам. Все они публикуются по автографам, хранящимся в личном архиве профессора. Открывает книгу жизнеописание подвижника, составленное также Алексеем Ильичем. К нему мы сейчас и обратимся.
2. Как говорится в книге, «игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все – мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь». Алексей Ильич отмечает один интересный эпизод из детской жизни отца Никона. «В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по имени Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда братья играли дома, юродивый вдруг подошел к Коле и, указывая на него, несколько раз повторил: «Это – монах, монах». Ни на самого мальчика, ни на окружающих его слова в тот момент никакого впечатления не произвели, но впоследствии, когда именно Коля, и только он один из всех братьев, стал монахом, вспомнили это предсказание».
3. Однако прежде, чем это произошло, Николай Воробьев прошел довольно типичный для богоискателя путь. Он родился в семье, которая была традиционно религиозная. Дети воспитывались в вере, но вера эта, как и у большинства простых людей, была внешней, не имела под собой твёрдой духовной основы и ясного понимания существа христианства. Подобная вера, в лучшем случае, воспитывала честных людей, но, как полученная по традиции, без труда и искания, не имевшая личного опытного подтверждения, легко могла быть потеряна. Это и случилось с батюшкой. Поступив в реальное училище, он с жаждой ринулся в изучение наук, наивно веря, что там скрывается истина. И слепая вера в науку легко вытеснила столь же слепую у него в то время веру в Бога.
4. Однако, как пишет Алексей Ильич, скоро Николай увидел, что эмпирические науки проблемами познания истины, вечности, бытия Бога не занимаются; вопрос о смысле жизни человека в них не только не ставится, но он и не вытекает из природы самих этих наук. Жажда знания была столь велика, что он часто, оставаясь в прямом смысле слова без куска хлеба, покупал на последние деньги книгу. Он сидел ночи, изучая историю философии, знакомясь с классической литературой - и всё с одной целью, с одной мыслью: найти истину, найти смысл жизни. Чем взрослее он становился, тем обострённее чувствовал бессмысленность этой жизни. «Смерть, - думал Николай, - удел всех, как бы кто ни жил. Для себя жить нет смысла, ибо я всё равно умру. Жить для других? Но другие - это такие же смертные «Я», смысла жизни которых, следовательно, нет также. Зачем же живёт человек, если ничто не спасает ни его, ни кого-либо в мире от смерти?»
5. В 20 лет Николай блестяще окончил реальное училище, но без радости вышел из него. Об этом он говорил так: «Понял я, что как наука не даёт ничего о Боге, о будущей жизни, так не даст ничего и философия. И совершенно ясен, стал вывод, что надо обратиться к религии». Однажды, в одно мгновение совершился радикальный перелом в мировоззрении молодого человека, произошло явное чудо, которое явилось естественным логическим завершением всех его исканий. Но в то время юноша совершенно не знал пути спасения. Как и теперь многие наши современники не знают его. О дальнейших шагах юноши, ставшего впоследствии для многих и многих духовным отцом, читайте в предисловии книги. А мы скажем еще несколько слов о письмах отца Никона, которые содержит эта книга.
6. Обращенные к очень разным по своему духовному, интеллектуальному и образовательному уровню людям, в простой, доступной форме эти письма раскрывают многие вопросы духовной жизни, которые волнуют практически каждого христианина. Можно сказать, что родилась эта книга во время гонений. Письма, собранные в ней, датированы концом сороковых - началом шестидесятых годов. И хотя массовых расстрелов и арестов духовенства и верующих тогда уже не было, гонения на религию продолжались. Монастыри были почти повсеместно закрыты и разорены. А в тех немногих, которые чудом уцелели, не было той тихой и мирной жизни, столь необходимой для духовного делания. По этой причине тысячи монашествующих, были вынуждены жить в миру и спасаться на приходах.
7. Отец Никон, сам проведший четыре года в сибирских лагерях, гонимый властями с прихода на приход, очень хорошо понимал их положение. Поэтому, читая его письма, можно заметить, как он утешает, назидает своих духовных детей, а иных и обличает, призывая к покаянию и молитве. Он также как и свт. Игнатий (Брянчанинов), уделяет очень большое внимание добродетели терпения: учит правильно преодолевать скорби, показывает, что нужно делать, какие помыслы нужно держать. Приходящим к нему людям он говорил: «Не хочешь скорбей - не греши, раскайся искренне в своих грехах и неправдах, не делай зла ближним ни делом, ни словом, ни даже мыслью, почаще храм посещай, молись, относись с милосердием к своим близким, соседям, тогда Господь и тебя помилует, и, если полезно, то и от скорби освободит». «Внимайте себе», - писал духовный отец своим чадам. - «Покаянием, терпением и смирением спасайте души ваши», - наставлял он. Эти слова обращены и ко всем нам.
***
Письма игумена Никона (Воробьева) обращены и в сегодняшний день. Они основаны на святоотеческом наследии и подкреплены собственным опытом духовного делания игумена Никона. Они проникнуты искренней любовью и состраданием к ближним, которым батюшка, как мудрый, многоопытный и одновременно смиренный пастырь, указывает путь ко спасению и средства борьбы со страстями, основывая свои советы на евангельских заповедях и святоотеческом опыте. Хочется надеяться, - пишут издатели, - что очерк о жизни игумена Никона и его письма, собранные в этой книге, дадут возможность лучше понять путь духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на нем, - понять, что есть Православие.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!