У книжной полки. Иеромонах Роман. Благословенный час

18 августа 2022 г.

В Пасхальные дни в Санкт-Петербурге вышел из печати четвёртый выпуск литературного сборника «Ветрово», в который включены стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), написанные за последние два года. Как и у трёх предыдущих выпусков, у него есть своё название – «Благословенный час». Сборник был подготовлен к изданию Фондом творчества иеромонаха Романа и редакцией сайта «Ветрово». На обложке сборника опубликована фотография «Разлив Десны у села Рябчёвск», сделанная землячкой отца Романа, Натальей Бондаревой. В Рябчёвске прошли детские годы отца Романа, которые он часто вспоминает и которым посвятил немало тёплых и трепетных строчек.

***

1. Во вступительной статье к сборнику редактор книг иеромонаха Романа последних лет и сайта «Ветрово», Ольга Надпорожская, отмечает, что каждый раз при составлении стихотворного сборника возникает вопрос: включать ли в книгу всё написанное отцом Романом за последнее время или предпочесть вариант «избранного»? Для самого автора естественно излагать свои мысли в стихах: в поэтической форме он может не только говорить о сокровенном, но и рассуждать на злободневные темы. Такие рассуждения на злобу дня порой менее безупречны с точки зрения прекрасного — но там, где гармония становится вторичной, большее значение обретает смелость и отточенность мысли. Поэтому в этот выпуск литературного сборника «Ветрово» издатели включили все стихотворения отца Романа, написанные с конца марта 2020 года по март 2022-го.

2. И как в произведениях писателей начала XX века волей-неволей отражалась война, так в стихотворениях отца Романа этих двух лет, помимо прочих внешних событий, отразилась новая «война» — «мор сусветный», который оказал влияние и на церковную жизнь. Этой теме посвящены стихотворения «Маловерие», «Безответность», «Очищение», «Не разлучить!»,«Упование» и другие. Даже по их названиям можно судить о том, что отец Роман говорит в первую очередь не о житейских сложностях (ведь и вопросы жизни и смерти можно низвести до житейского уровня), а об их причине — отпадении человека от Бога. Вот, например, стихотворение «Безответность».

3. С утра пораньше смотрим вести,

Готовы слушать всякий бред.

Страх и неверного безчестит,

А верным оправданья нет!

Пусть лихорадит мiр безбожный,

Ему-то не к кому взывать...

Нас любит Бог! Да как же можно

Страшиться с ним и унывать?!

Не ужасает мор сусветный:

Где есть Любовь, там страх бежит..

Любовь Святая безответна,

И потому душа дрожит.

 

«Безответность» — это, - отмечает Ольга Надпорожская, к сожалению, сказано о безответности Божией любви к нам. Отец Роман, как и любой настоящий священник, старается смотреть на всё происходящее с нами в свете евангельского учения, и в конечном итоге оказывается, что только этот Свет и имеет значение.

4. «Пусть найдёт Бога — и найдёт своё место в жизни», — сказал он как-то раз об одном неприкаянном человеке. И, наверное, в этих словах можно расслышать ответ на любой вопрос. Каждое свое стихотворение автор начинает с эпиграфа, который, по словам отца Романа — как прокимен во время богослужения, задающий основную мысль следующего за ним чтения. Обычно для эпиграфов он с большим вниманием подбирает слова Священного Писания, реже — святых отцов или народной мудрости. Да и в своих произведениях отец Роман старается говорить не своё, а Божье, поэтому в них всегда слышен отголосок Священного Писания. Он «оберегает отеческие тропы» и сам старается ими ходить — если разбирать некоторые его стихотворения, особенно на евангельские темы, можно обнаружить, что, работая над ними, он строго следовал толкованиям святых отцов.

5. Новый поэтический сборник назван так же, как одно из стихотворений на самых последних его страницах, — «Благословенный час».

Всё ближе, ближе час расплаты,

Не избежать, не отмолить:

За то, что совершил когда-то,

Придётся кровушкой платить.

И потому печаль не гложет,

Душа не плачет, как Рахиль†:

Хоть чем-то, Милостивый Боже,

Могу омыть свои грехи.

Белы больничные палаты,

Где жизнь проходит без прикрас…

Час очищенья, час расплаты,

Гряди, благословенный час!

 

По словам Ольги Надпорожской, благословенным отец Роман называет час очищенья и расплаты за грехи, а слова «очищенье» и «чистота» — одни из ключевых в его творчестве.

6. Давно, ещё в 1991 году, он написал такое песнопение:

День скорби моея! День очищенья!

Ты поразил собой иные дни,

Оставив мне взывать в уединеньи —

Или́, Или́, лима́ савахфани́!

Ты обнажил, наставниче суровый,

Ложь человечу, бренность бытия.

И на суде молчание Христово

Явил душе, день скорби моея!

Смысл этих строчек, - говорит Ольга Надпорожская, был не совсем ясен для меня до тех пор, пока выражение «день очищенья» не показалось созвучным словам, которые отец Роман произносит, прочитав разрешительную молитву после Исповеди: «С очищением!» В стихотворении «Благословенный час» говорится об очистительном страдании в его крайнем проявлении: «За то, что совершил когда-то, / Придётся кровушкой платить». Но печаль при этом не гложет, эта возможность принимается с благодарностью и «час расплаты» призывается как благословенный.

7. В сборнике «Благословенный час» отец Роман говорит не только о покаянии, но и о его плодах, делится духовным опытом, накопленным за долгие годы монашества. Он предлагает множество иносказаний, притч, неустанно ищет образы, которые могли бы помочь нам увидеть со стороны свою жизнь и подготовиться к Вечности. Пожалуй, таких стихотворений в сборнике больше всего. Дважды в книге встречается эпиграф из Послания апостола Иакова, который в переводе со славянского звучит так: Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Есть от чего приуныть, но ведь апостол Иаков обращает эти слова к людям, которые живут только земным, не уповая на Бога. Есть в стихах отца Романа и другие строки, которые указуют на иную жизнь — такую, когда, выражаясь его же словами, «всё в Духе, если в Духе человек». Подобные стихотворения прочитываются как свидетельство о том, что евангельские слова Царствие Божие внутрь вас есть осуществимы, и даже позволяют заглянуть в это Царство, пусть и достигнутое чужим трудом.

***

Как отмечает Ольга Надпорожская, читая некоторые из последних стихотворений в этом сборнике, она не могла не вспомнить слова святителя Феофана Затворника: «Если, слушая, найдёте, что слышанное садится на сердце и втесняется в него, и давит его, сокрушая… то знайте, что слышанное не есть дело праздной пытливости, а есть опытом дознанная истина». И редактору хотелось бы сказать о книге отца Романа именно эти слова. Если при чтении этой книги сердце откликается, если оно болит то, что ещё не совсем мертво, и есть надежда, что эта боль в конце концов уврачуется, ведь: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать