Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга, по словам издателей, — венок памяти Надежды Александровны Павлович, удивительного человека, русского поэта и публициста, духовного писателя и мемуариста, верной дочери Православной Церкви. В трудную годину испытаний и гонений на Церковь со стороны безбожных властей Надежда Александровна сумела не только сохранить твердость духа и искреннюю веру, но и, будучи человеком творческим, внести свой посильный вклад в православное богословие и агиографию, церковную историю и духовную поэзию.
2. Она прожила долгую жизнь, начавшуюся в конце 19 века и завершившуюся в конце века 20 (с 1895 по 1980 год). Ей довелось увидеть, как смещались пласты истории и пласты человеческого сознания. Увидеть, осмыслить и запечатлеть увиденное... В настоящем издании сделана попытка представить ее творчество в многообразии литературных жанров, которыми она владела: стихи, публицистика, агиографические и богословские труды. Читателю, впервые знакомящемуся с ее творчеством, предстоит погрузиться в минувший век со всеми его драматическими катаклизмами, не забывая при этом, что ее путь, как и путь многих ее современников-детей страшных лет России (как писал Александр Блок), - не был ровен и гладок.
3. Провинциальная девушка, родом из Лифляндии, теперешней Латвии, она окончила псковскую гимназию и для продолжения учебы приехала в Москву, имея в своем литературном портфеле» лишь несколько стихотворений, напечатанных в газете «Псковская жизнь». Здесь она попадает в водоворот общественной жизни и оказывается в гуще событий литературной среды. Юной и неискушенной девушке было трудно ориентироваться в идейных программах тогдашних поэтических группировок и сменяюших друг друга, по словам В. Соловьева, «враждебных станов». Она переживает периоды отчаяння, когда все, происходящее вокруг, кажется бессмысленным и безнадежным, когда рушится все привычное, составлявшее смысл жизни. Как разобраться в меняющемся мире: Первая мировая война, Октябрьский переворот. Гражданская война, голод, потеря близких?..
4. К сожалению, в книгу не вошли ее яркие воспоминания, повествующие о детстве, о начале творческой жизни, о встречах с замечательными людьми разного дарования и разной, порой трагической судьбы. Первая часть книги расскажет духовном возрастании Павлович, и о великой обители православной духовности - Свято-Введенской Оптиной пустыни. Надежда Александровна стала духовной дочерью одного из последних оптинских старцев - иеросхимонаха Нектария. Самоотверженное служение своему духовному отцу и данное ему обещание никогда не прекращать трудов по восстановлению святой обители, разрушенной безбожной властью, определили ее дальнейшую жизнь.
5. Еще при жизни старца Нектария она собрала и записала множество рассказов о его удивительной прозорливости; часть из них как подлинный документ времени приводит в своей книге «Божии люди митрополит Вениамин (Федченков), отмечая, что в этих записках вскрыты такие мистические высоты, о которых он не мог и подозревать. Эти записки, а также воспоминания о старце Нектарии, монахе Агапите, публицистические материалы, поэма и стихи Павлович, посвященные Оптиной пустыни, - все это составляет содержание первой части книги. Вторая часть, озаглавленная «Богословские опыты», включает две объемных работы, печатавшиеся в советское время под именем архиепископа Антония (Мельникова), впоследствии митрополита Ленинградского. В действительности они принадлежали перу Надежды Александровны Павлович.
6. Дело в том, что в те годы, будучи членом Союза писателей, она не могла и помыслить издать сочинения религиозного содержания под своим именем. Ей приходилось, по словам протоиерея Александра Щелкачева - автора предисловия к ее книге «Победитель смерти» - «просить надежных знакомых печатать их как собственные произведения». Во времена хрущевских гонений на Православную Церковь, по свидетельству некоторых московских священников, они пользовались в своих проповедях отрывками из рукописи будущей книги, распространяемой в самиздате. Нередко приходилось встречать людей, пришедших к вере и крестившихся после ее прочтения. Впервые под названием «Из евангельской истории эта работа была напечатана в «Богословских трудах в 1971 году с купюрами, восстановленными в настоящем издании.
7. Вторая работа Павлович, также опубликованная под именем архиепископа Антония - «Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай» - не только подробнейшая биография святителя Николая, но и скрупулезное исследование стратегии и тактики его полувековой миссионерской деятельности, искусства его общения с народом, создавшим уникальную тысячелетнюю культуру, во многом не совместимую с духовными ценностями христианства. Кроме этих работ, во второй части представлены акафисты святителю Николаю Японскому и женам-мироносицам, составленные Надеждой Александровной по всем канонам церковной гимнографии.
8. В последней, третьей, части представлены «Духовные стихи». Как видно из мемуаров Павлович, стихи она начала писать в отрочестве и на протяжении всей жизни не оставляла поэзии. Но печататься в советское время ей было трудно. Стихи писались преимущественно в стол. Избранное из них и оставили третью часть книги. Читая их, читатель услышит голос человека, отнюдь не старающегося приукрасить время, в которое ему довелось жить: перед нами - искренняя исповедь души настоящего поэта, погруженного не только в личные лирические переживания, но болеющего бедами своей Родины и всякого страдающего в ней человека:
Какое счастье, уходя навеки,
Хотя б в одном оставить человеке
Прекрасную и горькую мечту
И вечное стремленье в высоту!
***
В этом издании собраны воспоминания о насельниках и старцах Оптиной пустыни, о роли святой обители в духовной жизни России ХIХ – нач. ХХ вв., подробное жизнеописание святителя Николая Японского, а также сочинение «Победитель смерти» — тонкое прочтение Священного Писания. В обстановке атеистического террора, когда Библию невозможно было купить, а ее хранение и цитирование гарантировали реальный лагерный срок, рукопись Надежды Александровны «из рук в руки» распространялась в машинописных копиях среди верующих. Надеемся, - говорят издатели, что эта книга будет весьма полезна учащимся духовных школ, преподавателям воскресных школ и катехизаторам, а также всем, кто интересуется церковной историей и православным богословием ХХ века.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!