Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Новая книга иеромонаха Симона (Безкровного) «Христианское совершенство или Записки из кельи невидимых старцев» продолжает серию духовной литературы о спасении. В ней собраны размышления о том, как хорошо всегда пребывать с Богом, как хочется уйти от земной суеты и очутившись в тиши монашеской келии, подобно апостолам воскликнуть: Господи! Хорошо нам здесь быть... (Мф. 17:4). Почему сегодня так мало спасающихся? Как вести духовную жизнь? Как возникает грех? Что такое истинное покаяние? Что такое свобода во Христе? Как можно всегда радоваться? На эти и многие другие вопросы размышляет отец Симон в своих дневниковых записях и в переписке с друзьями.
2. В предисловии книги он отмечает, что невозможно ни разбавлять мирскую жизнь Христом, ни Христа разбавлять мирской жизнью. Рано или поздно для того, чтобы спастись, придется сделать окончательный выбор: или всецело последовать за вечно любящим Христом в жизнь вечную, или остаться и погибнуть с этим гибнущим и преходящим миром. В этой не прекращающейся ни на миг духовной битве даже секунда - это цена вечности, чтобы успеть «прийти в познание истины». Помнящий о Боге становится благодатным, забывающий о Нем делается землей. Сделав основой своей жизни на Афоне непрестанную молитву и безмолвное созерцание (исихию), я, - говорит отец Симон, - подвожу итог в этих тетрадях всему выстраданному и пережитому в виде небольших разрозненных заметок и замечаний.
3. В добытой в молодых годах неимоверным трудом горстке молитвенных переживаний, как оказалось, было мало толку от найденных в ней случайных золотых блесток мимолетной душевной радости, и это не принесло сердцу почти никакой духовной прибыли, поскольку интуитивно искомый Бог открывается только во Христе в сокровенных глубинах человеческого духа, передаваясь из поколения в поколение от старца к ученику. Это во-первых. Ныне в монашеском отшельничестве на вершинах и склонах гор пытаюсь в который раз заново прийти в себя и войти «в радость Господа своего» (см. Мф. 25: 21), чтобы пребывать в ней неисходно и вечно. Для этого пришлось собрать все силы и соединить воедино все усилия, чтобы в молитвенном и созерцательном общении с Богом, по мере данного Им Духа Его, обрести познание Божественного бытия и прояснить для себя и для других подлинную суть духовной жизни и непосредственного практического опыта спасения как в миру, так и в уединении. Это во-вторых.
4. И в-третьих, - отмечает автор, - попытаться сделать сравнительный анализ уединенной монашеской жизни и сопоставить ее с иными видами священнического служения и мирской деятельности. В качестве пояснений каждая глава завершается беседами и вопросами о спасении и свободе тех духовных чад, которые не имеют возможности быть постоянно рядом, поэтому, со всей искренностью отвечая на их духовные устремления, отец Симон с признательностью приводит такие познавательные диалоги в письмах под названием «Из переписки с друзьями». Всего в книге собрана 21 тетрадь размышлений автора, которые распределены по главам.
5. В первой главе автор в частности напоминает нам слова евангелиста Иоанна Богослова, который открывает нам, что «Бог есть любовь» (l Ин. 4: 8), а духовный опыт преподобных и богоносных отцов подтверждает, что Он не просто издалека и безучастно наблюдает за копошением нашей жизни, но сострадательно и чрезвычайно деликатно заботится обо всех нас, помогает нам, как наш Небесный Отец, духовно возрастать к Небесной непреходящей вечности, ни в чем не ущемляя нашу свободу - свободу уникальных человеческих личностей. Он дарует нам смелость и отвагу всецело довериться Божественной любви, чтобы мы могли непосредственно ощущать, видеть и созерцать Его любовь в глубине нашего сердца.
6. Когда мы, по святой милости Божией, обретаем доверие к Богу, тогда мы смиряемся и во всей полноте начинаем жить Богом. Без смирения мы не ощущаем и не постигаем ничего действительно прекрасного и святого. Лишь обретя смирение, мы можем по-настоящему возрадоваться в Боге, постичь Его и даже соединиться с Ним. Когда мы живем во Христе и Он начинает явственно жить в нас, тогда мы соединяемся с Ним и ощущаем, что земля человеческая - это первая ступень Небесного рая». Если мы имеем смирение, к нам приходит ясное разумение, что все в этой жизни стремится возвратить нас к Творцу: благоприятные обстоятельства побуждают нас к благодарности Богу, а неблагоприятные события приводят к сокрушению и раскаянию пред Богом в наших грехах».
7. Это лишь малая часть того, о чем пишет отец Симон в своих тетрадях. Познакомиться с записками афонского монаха вы сможете, открыв эту книгу. А мы скажем несколько слов о келии, в которой он подвизается. Вот что о ней рассказывает сам автор: «В пустынной и труднодоступной местности, которая расположена между мысом Виглы и Святым Нилом, прячется пустынная келия Яннокопула с храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Наиболее прославился в этой келий старец и духовник иеромонах Христофор. В возрасте сорока восьми лет в 1837 году он пришел на Святую Гору и поступил в послушание к старцу Захарии в скиту Кавсокаливия. За свое совершенное послушание он очень быстро сподобился дара умной молитвы, был рукоположен в иеромонахи и сделан духовником.
8. Ради большего безмолвия и непрестанной молитвы отец Христофор поселился в безмолвнической келий Яннакопула, напротив пещеры прп. Афанасия. У него было трое послушников. На келий был принят устав безмолвников. Всю ночь продолжалось бдение, и ежедневно совершалась Божественная литургия. Лаврские отцы посещали старца Христофора, испрашивая у него духовных советов. Он утешал их в великих искушениях и говорил: «Новоначальный монах должен с великим усердием заниматься умной молитвой. Работать немного, а молиться много». За неделю он предсказал свою кончину, и в момент исхода его лицо просияло божественным светом.
***
С великим благоговением почитая память таких выдающихся подвижников умного делания, как старец Христофор, отец Симон издал свои скромные записки как смиренное служение знакомым и незнакомым монахам и мирянам. Разумеется, - говорит автор, -приведенные в книге объяснения молитвенной жизни не могут претендовать на исчерпывающую полноту и законченность, но проливают некоторый свет на великую обширность и безграничность духовного восхождения. Эти краткие записи очень важны для автора и, он надеется, что они могут оказаться интересными и полезными для всех близких нам не только расстоянием, но и сердцем.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!