Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Протоиерей Павел Карташев — настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района Московской области. Родился в Туле, с 1958 года жил и учился в Москве. Кандидат филологических наук. Писатель. Автор сказок для детей, сборников рассказов и очерков, книг церковно-просветительского содержания. Преподаватель Коломенской Духовной семинарии. Книга отца Павла - «Хочу верить», вышедшая в свет в издательства Никея, — это необыкновенный по своей насыщенности и ясности рассказ о христианской вере, адресованный, в первую очередь, молодым читателям.
2. Начинает свой рассказ автор с евангельской истории, которая хорошо известна православным христианам, так как она часто звучит за богослужением. Это история о том, как апостолы Лука и Клеопа, шедшие из Иерусалима в Эммаус, встретили воскресшего Христа и не узнали Его. По дороге Спаситель толковал апостолам Писания, и для них открылся их смысл. А Самого Господа они узнали в преломлении хлеба. Как сегодня человек познаёт Бога? Как и когда происходит эта встреча? Чему нас – людей, живущих в 21 веке, учит Священное Писание? И почему заповеди, которые были даны много веков назад, ветхозаветным людям, также актуальны для нас? Обо всё этом отец Павел беседует с молодежью, а эти беседы находят свое отражение в его книгах.
3. Как отмечает священник, самый обыкновенный человек ежедневно воспринимает очень много впечатлений: узнает новое, вспоминает, мучается, блаженствует — он носит в душе бесконечный мир, и разве возможно этот мир положить, например, в деревянный ящик и закопать в яму? Если в яму, то зачем тогда понадобилось привязывать нас так сильно, так нежно, друг ко другу? Столько всего почувствовать, и потом навсегда перестать улыбаться и надеяться? Исчезнуть? Нет, этого просто не может быть! Человек, мы уже говорили об этом, запрограммирован на счастье, он живет с уверенностью, что счастье есть — впереди. Он как будто его потерял и всё время о нем вспоминает: об утраченном блаженстве. Или не он потерял, а далекие предки, а ему осталась смутная память».
4. Однако, когда маленький человечек только появляется на свет, он еще не знает о том, что «жизнь – бесконечно богата», но она не вечна на земле. Рождаясь, малыш постепенно растет, «начинает узнавать и понимать, пытается разбираться, различает предметы и лица, слышит и понимает слова, улыбается маминой песне. Познает мир, осваивает его. К счастью, - говорит батюшка, - нас с первых дней окружает забота взрослых, а в течение жизни - забота всех, друг о друге. Пусть и полусознательная, пусть даже оплачиваемая, но все-таки взаимная забота. Один сеет, другой собирает и отвозит, третий продает и все вместе едят, и растут под одним солнцем. Общение - залог и условие жизни.
5. И вот эти два свойства: потребность в общении и стремление к познанию настолько близки одно другому, что они порой вовсе неразличимы. Они составляют стороны единого процесса: превращения спящего, сосущего, плачущего младенца в мудрого, любящего, сильного человека. Двигатель этого превращения присущая нам внутренняя сила, или воля к жизни, все более полной и совершенной. Для познания мира, своего места в нем и самих себя у нас есть все средства. Какие же? Начнем, - говорит автор, с тех, что лежат на поверхности, что собраны на лице. Лицо человека удивительная система восприятия сигналов и импульсов окружающей среды.
6. Как известно, отмечает отец Павел, мы счастливые обладатели пяти органов чувств: из этих пяти два главных, а три вспомогательных. Без осязания можно прожить благополучно, и если вся пища на один вкус тоже не велика беда. И ароматы не обонять грустно, но вполне терпимо. А вот без слуха человек уже и немой. Если речь не входит в него через уши, то не исходит и с языка. Не течет ручеек слов через его голову и не вращает турбинку ума: мышление сковано. А лишенному зрения так же, если не более, трудно влиться в заботы и переживания зрячих и слышащих. В слепого не проникают потоки света, не просвещают его красотой и не запечатлевают в душе его невозмутимый строй во всем» (Тютчев).
7. Как отмечает автор, глаза и уши человека смотрят и слушают, чтобы понять себя и мир, оценить и полюбить его, ответить ему взаимностью. Вот-вот! Ответить ему, вступить в диалог, то есть опять же в общение, но уже более высокого уровня: тонкое, умственное, духовное. Как это происходит? Глаза и уши передают впечатления в незримые области человеческого существа, туда, где из впечатлений рождаются собственно чувства: опасности, благодарности, восторга, радости или грусти. Называется это таинственное место переживаний и стремлений - Сердцем. А переводчика чувств на разные языки, от разговорного языка до языка, к примеру, математики или архитектуры, называют Умом.
8. Но, как говорит отец Павел, для того, чтобы «видеть мир и себя в истинном свете, очень нужны нелукавый ум и сердце, стремящееся к чистоте». А хранить эту чистоту и помогают человеку заповеди Божии. «Все они, по словам автора, - обращены целиком к человеку и говорят об одном: о полноценной жизни. И важны они не вперемешку, не как вспомнятся, а в логической последовательности, в причинно-следственной связи. Отсюда следует, что первая заповедь самая главная, а из нее уже происходят, одна за другой, остальные. И все, что говорит Господь Моисею, в заповедях, освящено Его взглядом и Его заботой. Чтобы ни говорил Господь: о кумирах ли, или о честности и чистоте, все слова Божии выслушивает человек, остро чувствуя, испытывая всем существом ревностную, пристальную, родительскую любовь своего Создателя». О том, как появились заповеди, и что в них открывает человеку Господь, рассказывает автор на страницах этой книги.
***
По словам отца Павла, «человек не может жить без вопроса в душе: зачем я живу? Трава, плесень, хищник существуют, чтобы побыть и умереть. А человек - чтобы стать лучше и затем жить всегда, и не в чужой памяти, а в своем, что называется, уме. Человеческая жизнь принципиально отличается от жизни вирусов, грибов, растений и животных». И об этом, как говорит священник, надо помнить, эту суть надо чувствовать всеми фибрами души. Об этом и многом другом отец Павел и говорит с молодежью. Уже много лет он успешно проводит беседы и лекции в старших классах школ и в вузах. Опыт живого контакта с молодежной аудиторией, способность интересно рассказывать, слышать и понимать своего слушателя и читателя, несомненный литературный талант автора — все это делает книгу настоящим другом и помощником на пути к счастью и к Богу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!