У книжной полки. «Грехи записала, а раскаяния нет»

25 марта 2024 г.

«Грехи записала, а раскаяния нет», - с такими словами обратилась однажды одна прихожанка, пришедшея на исповедь к преподобному Нектарию Оптинскому. Наверно, такое состояние души знакомо и современным людям. Готовясь к исповеди, многие открывают специальные книги, в которых все грехи подробно описаны, выписывают так сказать «подходящие» на бумагу и зачитывают на исповеди. Но вот тут-то и возникает проблема: грехи все записаны, рассказаны, но прочувствованы ли? А ведь покаяние, как учат нас святые отцы, является основанием нашего спасения. О том, как принимали исповедь знаменитые старцы, чему учили, какие наставления давали приходящим к ним, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Ковчег и называется – «Грехи записала, а раскаяния нет. Книга об исповеди и покаянии».

***

1. В этой книге рассказывается об исповеди у святых и непрославленных старцев, архиереев и иереев Русской Церкви, приводятся их душеполезные наставления. Читая главу за главой, вы мысленно побываете в разных русских обителях и храмах, куда в былые времена спешили люди на исповедь к знаменитым старцам и архипастырям. Таким, как преподобные Серафим Саровский, Варсонофий и Нектарий Оптинские, праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Мечёв, святитель Николай Алма-Атинский и Казахстанский и митрополит Трифон (Туркестанов). Современники этих великих подвижников сохранили для нас их жизнеописания, их советы, в числе которых немало есть слов, посвященных Таинству Покаяния. Крупицы этого духовного наследия собраны и на страницах этого издания.

2. Открывает книгу рассказ об исповеди из рукописи, которая была найдена в бумагах преподобного Амвросия Оптинского. Автор рукописи рассказывает о посещении им Китаевской пустыни, которая раньше была скитом Киево-Печерской Лавры, и в частности, повествует о своем желании поговеть, исповедаться и причаститься Святых Таин Христовых в сем благодатном месте. И вот что он пишет: «В продолжение недели, в которую я готовился к исповеди, мне пришла мысль, чтобы как можно подробней исповедаться. Я и начал от юности моей вспоминать и перебирать все мои грехи в самой подробности, чтобы все это не забыть; я начал все, что вспомню, записывать до самых даже мелочей и написал большой лист».

3. После этого тот человек отправился в Китаеву Пустынь, где, как он узнал, есть духовник подвижнической жизни и весьма мудрый и благоразумный. И побеседовавши с ним, подал ему свой листок на рассмотрение. Прочитавши его, старец сказал: «ты, любезный друг, написал много пустого». Далее старец дал автору рукописи несколько советов, что не должно говорить на исповеди, а в заключение сказал: «Ты пришел каяться, а не каешься в том, что не умеешь каяться, т. е. хладно и небрежно приносишь покаяние. Мелочи ты все перечел, а самое главное опустил из вида,- не объявил самых тяжких грехов, не сознал и не записал, что ты не любишь Бога, ненавидишь ближнего, не веруешь слову Божию и преисполнен гордостью и честолюбием. В сих четырех грехах вмещается вся бездна зла и все наше душевное развращение. Они суть главные корни, от коих происходят все отростки наших грехопадений».

4. Услышавши это, паломник стал прекословить старцу, что не имеет подобных грехов. Но тот дал ему списочек, по которому сам всегда исповедовался. Прочитав его странник увидел точные доказательства всего того, что старец ему говорил. Этот списочек, по которому и читатели могут проверить себя, представлен в первой главе книги. А следующая ее глава рассказывает о том, как исповедовал прп. Серафим Саровский. «...Приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя перед Богом», - говорил старец, к которому после его выхода из затвора, началось массовое паломничество верующих. «Можно сказать без преувеличения, - пишет священномученик Серафим (Чичагов) в своей «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», - что вся Россия в это время знала и чтила отца Серафима, по крайней мере, слух о великом подвижнике ходил повсюду».

5. Богатые и бедные, простецы и мудрецы, знатные и простолюдины устремлялись к великому старцу, чтобы покаяться, получить благословление и наставление. И преподобный Серафим принимал всех без исключения, давал благословение и каждому, смотря по душевным потребностям, делал различного рода краткие наставления. О том, как это происходило, читайте на страницах книги. А о том, «как зажечь огонь для пробуждения совести...», мы узнаем из проповеди митрополита Трифона (Туркестанова), которая была произнесена владыкой в марте 1932 года перед общей исповедью. Митрополит Трифон в послереволюционное время безвыездно проживал в Москве, где ему неоднократно приходилось менять место жительства из-за преследования властей.

6. Находясь формально на покое, владыка, по словам митрополита Питирима, «поистине был подлинным лидером Москвы». Он обладал ярким, самобытным характером с тонким поэтическим восприятием внешнего и внутреннего мира, был наделен даром любви, прежде всего к недугующим и страждущим, а еще - даром непрестанной сердечной молитвы. Его приглашали служить во многие московские храмы, и каждый раз его службы собирали толпы молящихся. В проповеди, которая опубликована в книге, влаыка Трифон, в частности говорит: «Как же зажечь огонь для пробуждения совести? Различным образом: часто от доброго слова, которое западет в душу или пробудит ее близкий человек, часто от Священного Писания, если углубиться в него, часто от болезней, скорбей, лишений, уколов самолюбия, от разбитой жизни...

7. Но думаю, - отмечает архипастырь, - что одно из самых важных средств - это то, что вы собрались здесь, на этой общей исповеди (думаю, что вы с этим согласитесь). Когда мы все объединимся в единое сердце и в единую душу, когда мы, может быть, единственный раз в году почувствуем это, когда мы помолимся и пожелаем прощения, спасения, вечной блаженной жизни, когда особенное значение получат наши грехи, тогда мы скажем: «Господи, прости, я сознаю, что я великий грешник». С этими словами обращался владыка Трифон ко всем собравшимся, называя их духовными детьми. Полностью эту проповедь о покаянии и составленное архипастырем исповедание грехов вы также найдете в этой книге.

***

Об исповедании своих грехов настоятель Валаамского монастыря, игумен Дамаскин говорил: «Прошу любовь вашу: старайтесь, сколь можно, ходить в церковь, а особенно кто ничем не занят, вне всяких послушаний, похаживайте также почаще к отцам вашим духовным, очищать исповедью свои погрешности; знайте, любезнейшие: в чем откроетесь отцу духовному, того не будет записано у диавола, а о чем не раскаетесь, то будет записано у него; то и прошу любовь вашу всмотреться — не лучше ли здесь загладить покаянием, нежели там мукою, — чего не дай Боже». Не будем и мы отлагать этого благого дела, особенно в дни поста, но обратим наши сердца к покаянию. И быть может одной из книг для подготовки к этому спасительному таинству станет данный сборник, вобравший в себя советы русских святых и старцев об исповеди.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать