У книжной полки. Грехи, страсти и борьба с ними в современном мире

20 марта 2024 г.

Каждый христианин — воин Христов. Как солдат принимает присягу и дает клятву защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин в таинстве Крещения присягает на верность Христу и обещает бороться с сатаной и грехом. А значит, нам предстоит бой с лютыми врагами нашего спасения: падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный. Однако своего противника надо знать в лицо. О том, что такое грехи и страсти, чем они опасны и как с ними бороться, рассказывает книга протоиерея Павла Гумерова, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется - «Грехи, страсти и борьба с ними в современном мире».

***

1. Грехи – причина наших духовных, а иногда и физических болезней. Даже люди, весьма далекие от Церкви, это понимают. Ведь от гнева, уныния, чревоугодия, пьянства и других страстей мучаются не только христиане. А христиане знают еще и то, что грехи не позволят нам стать счастливыми ни здесь, на земле, ни тем более в вечности. И действительно, как может быть счастливым человек, над которым властвуют гордость, тщеславие, гнев или блудная страсть? Как же против них бороться? С чего начать? Об этом повествует книга «Грехи, страсти и борьба с ними в современном мире». Ее автор - протоиерей Павел Гумеров - опытный пастырь, настоятель храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино, автор книг на темы семьи, брака и нравственного богословия.

2. В своей новой книге он рассказывает о том, как формируется греховная зависимость, как пресечь ее в самом начале, как распознать в себе ту или иную страсть и как приступить к борьбе с ней. В предисловии отец Павел пишет: «Перед тем как начать изучение страстей и методов борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: для чего мы боремся с нашими грехами и страстями? Когда-то я услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии, сказал: «Богослужение, молитва, пост - все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель — избавление от страстей». Как отмечает автор, при всём уважении к профессору, он не может с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель.

3. О настоящей цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи». Цель жизни христианина - стяжание любви к Богу и к ближним. Сам Господь говорит, что самых главных заповедей две: первая – Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; и вторая - Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37, 39). И далее Спаситель добавляет: На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). Исполнение этих заповедей, - как отмечает отец Павел, - смысл и цель христианской жизни, а избавление от страстей лишь средство, как, например, молитва, богослужение и пост. Если бы это было целью, то недалеко ушли бы мы от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия — нирваны.

4. Но человеку невозможно исполнить две главные христианские заповеди, пока над ним господствуют страсти. Подверженный страстям и грехам, он любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, в гневе, служащий сребролюбию? Вопрос риторический. Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить ключевую заповедь Нового Завета - заповедь о любви. Поэтому, - говорит отец Павел, мы должны дать нашим страстям решительный бой. Но вот главный вопрос: как нам это сделать? В старину на Руси излюбленным чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» святого Иоанна Лествичника и другие душеполезные творения.

5. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться», «Как бороться с унынием и леностью?», «Как жить в мире с близкими», «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?» На эти вопросы, по словам автора, отвечает наука, которая в богословии называется аскетика. Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и к ближним.

6. Но, как отмечает отец Павел, - само слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, с египетскими пустынниками, с монастырями. Поэтому аскетический опыт, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским. Часто люди говорят: «Это про святых. Ну а мы - люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь». Это, конечно, - говорит священник, - глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, к войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: Те, которые Христовы, то есть все христиане, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).

7. Поэтому, как уже отмечалось вначале, каждому из нас, как воину Христову предстоит бой с лютыми врагами нашего спасения, которых мы должны знать в лицо. А значит каждому из нас необходимо иметь представление о том, что такое страсти и как бороться с ними. Этому и учит такая богословская наука, как аскетика. Слова «аскетика», «аскетизм» произошли от греческого глагола «аскео», что в переводе означает «искусно изготавливать что-либо» или «упражняться в каком-либо искусстве». В Древней Греции, языческой стране, аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни. Позже именование «аскет» закрепилось за людьми, подвизаюцимися в воздержании и в стяжании добродетелей.

8. Таким образом, - говорит автор, - труд христианина по спасению своей души можно сравнить с работой спортсмена, укрепляющего свое тело и волю в постоянных занятиях, или воина, упражняющегося в боевом искусстве, чтобы быть всегда готовым к военным действиям. Ведь духовная работа также требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя. Да и путь борьбы со страстями нелегок и тернист. На нем мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение. Иногда нам кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот - единственный для православного христианина. И тот, кто ведет борьбу со страстями и побеждает их, венчается за это от Господа.

***

Эта книга, по словам автора, написана на основании Священного Писания, творений святых отцов и личного священнического опыта автора. Также отец Павел использовал знания из багажа практической психологии, переосмыслив их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями. Пишет он очень доступно и интересно, приводит яркие и запоминающиеся примеры, дает конкретные советы и рекомендации по борьбе со страстями, а также описывает технологию борьбы с помыслами и рассказывает, как оградить себя от внешних воздействий и соблазнов. Учение Церкви о страстях и борьбе с ними переложено в книге на современную почву и предназначено для православных христиан, которым Бог судил жить и спасаться в 21 веке.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать