***
1. Книга «Это было чудо Божие» представляет собой очерк истории возрождения Московского Свято-Данилова монастыря и является, по словам автора, лишь попыткой изложить совершенно новую страницу жизни первой московской обители, теперь уже вошедшую в ее многовековую летопись. Период с 1983 по 1986 год – это всего лишь мгновение времени по сравнению с 700-летней историей монастыря. Но эти три года были удивительно яркими, предельно напряженными и теперь уже неповторимыми по своей энергии, емкости, интенсивности событий. А в 1988-м, в год 1000-летнего юбилея Крещения Руси, именно в Даниловом монастыре проходили поистине всемирные торжества, посвященные этому знаменательному событию.
2. Автор книги, архимандрит, позже митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, был первым наместником возрождающегося Данилова монастыря – он и понес на себе все трудности начала его восстановления. Владыке хотелось рассказать о первых шагах возрождения обители - очень робких, иногда совсем неуверенных, тяжелых, иногда даже ошибочных, но все-таки сдвинувших с мертвой точки парализованную на полвека святыню. Какой же сокровенный смысл таил в своем возрождении Данилов монастырь? Как пишет автор, на глазах москвичей он восстал из забвения, чтобы напомнить о самом ценном, великом и непреходящем для человека – о вечной жизни, о спасении. Ведь наши храмы и монастыри живы и прекрасны, пока к ним свято и благочестиво расположены люди. Но стоит погаснуть духовной жизни народа – и эти строения обращаются в стены и камни, судьба которых всегда жалка и печальна.
3. Слово Божие, умудряя нас, говорит: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет. Небо – престол Мой, и земля – подножье ног Моих. Какой дом созиждите Мне, - вопрошает Господь, - или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» Потому, - говорит автор, - лучший храм для Бога – сам человек. Именно его вера, твердая надежда и сердечная любовь к своему Творцу и Спасителю уготовляют храм человеческой души к Божественному вселению в нее Самого Господа. Богообщение, пребывание в Боге - Источнике бессмертного бытия, и есть конечная цель нашей земной жизни, сущность Домостроительства Божия.
4. Владыка Евлогий пишет: С тех пор, как Данилов монастырь вновь отворил свои святые врата для людей, ищущих Бога, нам очень важно усвоить этот основной смысл жизни и видеть в Даниловом один из духовных светочей, напоминающих о том, какими мы должны быть, что возвышает нас в очах Божиих. На древних иконах - благоверный князь Даниил – основатель монастыря, изображен в монашеском одеянии и с храмом в руках. И эти образы передают нам сущность подвига его святой жизни: ничем земным не прельщаться и не увлекаться, каким бы великим и значительным оно ни казалось, но всегда стремиться к одному – стать обителью Бога, вместить Его, вечный Источник блаженной жизни, в сосуд своей души.
5. Примечательно, что еще до открытия монастыря добровольцы-москвичи разбирали, очищали и с любовью складывали кирпичи от упавшей крепостной стены, не зная, когда и кому эти камни понадобятся. И можно только диву даться, - говорит автор, – ничто не пропало даром! Через несколько лет работа закипела здесь на каждом метре. В нее с необычайным энтузиазмом и энергией включились люди самых разных профессий и возрастов. Государственные ведомства считали большой честью для себя трудиться в старинных стенах московской обители. А о прихожанах московских храмов не приходится даже говорить: это было что-то удивительное.
6. Словно бурный поток весенней воды обрушился на монастырь, смывая многолетнюю черноту и высветляя его первозданный лик. Людей мало смущало бедственное состояние монастыря, его выщербленные башни, пошатнувшиеся стены. Они были рады уцелевшим камням, связывавшим их с далеким и светлым прошлым, с мудрой жизнью отцов, подлинной национальной культурой, оберегающей духовное богатство и святыни народа. Бесчисленные пожертвования, которые потекли рекой на восстановление московской обители, можно объяснить теплой, благодарной и жертвенной любовью человеческих сердец к возвращенному Дому молитв и духовной жизни, глубокой и живой верой, какой, по слову Евангелия, двигаются горы.
7. Православные люди узрели в Даниловом больше, чем административный центр, как его называли в официальных кругах. Они нашли в нем вышний алтарь, воскуряющий их жертвы в благоухание пред Господом Вседержителем, столь милостивым в Своих бесчисленных благодеяниях. Но современное поколение мало знает о замечательной истории Даниловой обители, этого первого очага монашеской жизни в Москве, за которым последовали многие другие, сделавшие столицу нашей Родины на долгие века златоглавой. Мало кто помнит и о самом его основателе – блгв. князе Московском Данииле, сыне защитника Русской земли святого Александра Невского. Величие его проявилось не столько в исторических заслугах, сколько в высоте духовной. Он воистину озарил лучами святости и любви град, обитель свою и всю страну нашу.
8. Только старожилы столицы не забывали былую славу святого. Они называли Преподобного близким и любезным именем – «хозяин Москвы». Старое поколение чтило его и молилось ему, но это почитание было больше частным, келейным явлением. И только после открытия монастыря все люди смогли услышать о прославленном князе, первом святом златоглавой столицы, удивительном человеке, сочетавшем государственную мудрость и высокие духовные качества. О восстановлении его обители после разрухи и поругания и повествует эта книга.
***
Свидетельство одного из великих Божиих чудес нового времени читатель найдет в этой уникальной книге. Все ее содержание, по словам автора, ныне покойного митрополита Евлогия (Смирнова), не может вместить в себя всю историю возрождения Данилова монастыря. Но она особенно ценна тем, что написана была вскоре после событий, о которых повествует, и полна драгоценных подробностей, сглаживающихся со временем из памяти. С благодарностью упомянуты на страницах книги благотворители обители, а обширные комментарии позволяют проследить судьбы упоминаемых в книге людей до сегодняшнего дня. Конечно, жизнь не стоит на месте и за прошедшие четыре десятилетия многое изменилось в жизни Данилова, но подвиг остается подвигом, а чудо Божие - всегда чудо.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 30 апреля 2024 года
Простые истории. Философ Хосе Ортега-и-Гассет
Простые истории. Протоиерей Иоанн Янышев
Простые истории. Купец 1-й гильдии Иван Любимов
Простые истории. Философ Иван Андреевский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!