Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Книга «Это - хорошо. Трудно ли быть человеком» вышла в свет в издательстве Минского Свято-Елисаветинского женского монастыря. Ее автор - Максим Федорченко — постоянный автор православных журналов «Отрок.UA» и «Фамилия». Его размышления на темы: «Как мы живем и как мы должны жить?», «Зачем нам вера?» - приводят автора к ответу на вопрос о существовании Бога, ведь если Его нет, то и жить — всё равно как. Вот что Максим Федорченко пишет в предисловии книги: «Если бы я не знал, что значит слово «Евангелие», я перевел бы его как «личный опыт». Ведь каждый из апостолов мог бы повторить знаменитую фразу: «Он пил и ел с нами за одним столом и апеллировал с помощью чуда».
2. Согласитесь, - обращается автор к читателям, - опыт — из ряда вон, просто самый-самый: нерядовой, невероятный, фантастический, чудесный… — как ни назови, а он всё равно останется недосказанным и не до конца выраженным. Но апостолы прибегли к тому способу сохранить и передать свой опыт, замены которому человечество не выдумало до сих пор. Они написали книги. Евангелие, рассказ о личном опыте непосредственного богообщения — это, прежде всего, книга. Человечество неизменно доверяет самое сокровенное знание и переживание именно книге. Полагаю, Ветхий Завет и Евангелия навечно сделали эту форму сакральной.
3. По словам автора, люди пишут книги, чтобы поделиться радостью или излить горе. Евангелисты сделали и то, и другое: ведь они испытали и невероятную радость, и невыносимую потерю, и следом — новую радость, больше которой — нет. Вот, только что Он был с ними — и теперь взят от них, избит, осмеян, распят, убит, умер… но воскрес, как сказал! Не берусь представить, - говорит Максим Федорченко, - что чувствовали апостолы; но после, когда чувства улеглись, они написали книги. В них — весь невероятный личный опыт апостолов. Книги эти уцелели в горниле истории, в котором исчезло многое, что казалось навсегда незыблемым: великие города и целые империи, гордые народы и непобедимые воители.
4. Вспоминая свое детство, которое пришлось на атеистические времена, автор отмечает, что ему, малолетнему, была явлена чудесная природа книг, произошедших от той Книги: книжный шкаф неодолимо манил, корешки очаровывали, и мальчику хотелось стать непременно — только писателем. Но, как признается автор, этой мечте не сразу суждено было исполниться. Прошло много лет, прежде чем однажды в храме к нему подошел незнакомый человек и предложил написать статью для журнала "Отрок.UA". «Я, - пишет автор, - согласился, и как-то незаметно стало так, что в каждом номере журнала появлялись мои тексты. Незаметно — потому что было это — хорошо, даже — прекрасно; я, словно Клайв Стейплз Льюис, был «настигнут радостью».
5. В этих текстах, как отмечает автор, его личный христианский опыт как бы заново им переживался, выкристаллизовывался, а он, пытаясь записать всё как можно точнее, всё глубже понимал его, искал и находил, делал неожиданные открытия, нащупывал понимание, а ощущал — веру. Вот так и сбылась мечта, вот так и получилась эта книга. «Надеюсь, - говорит автор, - для читателя она хоть на какое-то время станет другом и собеседником». О чем же размышляет на страницах этой книги Максим Федорченко? Во-первых, о происхождении страданий. И вновь перед ним встают следующие вопросы, на которые ли нет ответов, то ли вопросы неправильные, но люди продолжают эти вопросы задавать - себе, священнику, Богу...
6. Почему умирают те, кого мы любим? Почему случаются войны и голод? Почему люди хладнокровно убивают своих братьев? Почему нам бывает невыносимо больно? Почему в мире, сотворенном Господом, который есть Любовь, столько ненависти и зла? Отвечая на эти вопросы, автор в частности пишет: «Мне нравится простое объяснение физических страданий человека в земном мире: человек этому миру не принадлежит, он был адаптирован к условиям Эдема, поэтому его анатомия и иммунитет плохо приспособлены к выживанию за пределами рая. Мы не знаем, почему мир вокруг Эдема создан таким неуютным, однако гнев Господа оказался меньше Его любви к людям, и они «в поте лица своего» смогли выжить.
7. Более того, разнообразные «стимулы» - болезни, холод и голод - дали толчок развитию человека как творца и созидателя... Как бы там ни было, - отмечает автор, - в этом мире мы оказались в результате нашего собственного осознанного выбора - наша вера вся построена на свободном выборе, и мы его когда-то сделали, вкусив плод от древа, от которого вкушать Господь запретил». В следующей своей статье автор от этого всечеловеческого выбора переходит к выбору, который был сделан десять веков назад князем Владимиром и всем русским народом. «Князь принял христианство, и за князем христианство приняли поляне, древляне, вятичи, кривичи, дреговичи и прочие племена, объединённые под сильной и мудрой рукой Владимира.
8. Наверное, - пишет автор, - мало в истории примеров такой безболезненной, бескровной и масштабной революции, каковой стало принятие Православия Русью. Возможно, это единственный пример. Вера святого князя Владимира и её оплот — Православная Церковь — уже тысячу лет с нами. Вера и Церковь пережили времена возвышений и падений, раскол, гонения, террор и эпоху официального атеизма. Гонители ещё не позабыты, а над нашей землёй снова возносится Крест. О нашей вере и зачем она нужна, о выборе, который и сегодня делает каждый из нас, размышляет автор далее на страницах книги. А еще он говорит о радости, которую несет нам Воскресение Христово и которой мы должны наполнять нашу жизнь, говорит о детстве и горьких уроках, которые преподает нам жизнь, о своем месте в жизни, о дружбе и любви, и конечно о том, как трудно быть человеком!
***
Как пишет автор в одной из своих статей, составивших эту книгу, «бренное и тленное земное существование человека — только миг в цепочке событий, которая может увенчаться вечной жизнью в Царствии Небесном или привести в душный сумрак адского узилища. Земная жизнь очень коротка — с потусторонней точки зрения, конечно. «Изнутри» этот миг иногда кажется очень долгим — особенно потому, что состоит из каждодневного, ежеминутного выбора пути. И так устроен мир, что верный путь один, а неверных — множество. И потому трудно быть человеком. Но можно». И об этом автор свидетельствует со страниц этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!