***
1. В этой книге из серии «На страже веры» представлено жизнеописание епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова), воспоминания знавших его людей, советы и наставления. Епископ Вениамин в полной мере разделил судьбу Русской Церкви в один из самых тяжелых периодов ее истории. Все его служение в священном сане (с 1920 по 1955) проходило в годы гонений, и практически половину времени этого служения составляют сроки тюремного заключения, лагерей и ссылок. Только в конце XX века началась публикация его богословских трудов и личного архива. Знакомство с этими книгами и документами убеждает: перед нами - личность удивительного масштаба.
2. Исповедник, который принял жестокие страдания за веру и научился при этом жить в непрестанном благодарении Господу за все, что случалось в его жизни. Монах, молитвенник и аскет, вырванный насильно из монастырской жизни, но навсегда сохранивший преданность Богу, Церкви и верность своим монашеским обетам. Кроме того, епископ Вениамин – это ученый, который возвращался к интеллектуальному труду даже тогда, когда для этого не было никаких условий: во время разрухи Гражданской войны и в ссылках. А также истинный богослов, в сердце которого жила «пламенная, снедающая душу жажда богопознания», и способный передать христианам учение Православной Церкви сквозь призму личного духовного опыта.
3. Рассказывая о подвижнике, автор пишет, что детские и юношеские годы будущего архипастыря прошли в Вятке. Обещание Богу стать монахом Виктор Милов дал после своего чудесного спасения. Он вспоминал позднее об этом так: «Как-то весной во время экзаменов, когда только что вскрылась река Вятка от льда, я поехал с двумя товарищами кататься на ялике… погода сначала стояла ясная, потом на небе показалось серое облачко, пошел снег, поднялась буря. Река взволновалась… Попытка добраться до берега была безуспешна. Из-за волн руль отказывался действовать. Что оставалось делать в такой крайности? Смерть витала над нами. Тогда я сердечно взмолился Богу и сказал: «Господи! Спаси меня от смерти. Я жизнь свою посвящу Тебе и буду монахом».
4. После этих слов, как отмечает Владыка, - сердце исполнилось надеждой на спасение. Хотя лодку заливало водой, я и два мои товарища продолжали бороться с волнами. Медленно, рискуя ежеминутно быть опрокинутыми водяными валами, мы все-таки с Божией помощью добрались до противоположного берега, жутко взволнованные и продрогшие». После этого душа молодого человека чувствовала потребность опереться на духовный авторитет в осуществлении своих дальнейших планов. Виктор решил искать его в иноческой среде и первым делом счел необходимым отправиться в загородный Саратовский Преображенский мужской монастырь.
5. Иноки обители посоветовали Виктору обратиться за советом к старцу иеромонаху Николаю, прозорливому затворнику монастырского скита. По воспоминаниям Виктора, этим старцем оказался «горбатенький кроткий монах с пронзительным глубоким взором». Старец благословил молодого человека в Данилов монастырь и даже прозорливо назвал ему его будущее монашеское имя. Постриг он принял на Благовещение 1920 года в честь священномученика Вениамина Персидского. В 1923 году отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Покровского мужского монастыря. В течение шести лет, до самого его закрытия, нес он тяжелую ношу наместника обители в труднейших условиях гонений безбожной власти и обновленческого раскола, когда даже среди монастырской братии ослабла дисциплина, случались нестроения и многочисленные искушения.
6. В 1929 году архимандрит Вениамин был арестован и осужден на три года лагерей. Наказание отбывал в районе Медвежьегорска. Воспоминания о заключении, лагерной жизни, а также обо всех важнейших вехах в духовном возрастании он записывал в своем «Дневнике инока», который вел со 2 января 1928 года по 1 февраля 1933 года. Это небольшой по объему, но поразительно глубокий документ, предваряют который следующие слова его автора: «Необходимостью дать отчет в земной жизни Богу связана душа моя. Поэтому мысли часто обращаются к протекшим дням, начиная с первых проблесков сознания, и выискивают ошибки поведения, по моим представлениям, огорчавшие Бога». В этом дневнике отец Вениамин вспоминал и подвергал анализу прошедшие события, которые повлияли на него с духовной точки зрения.
7. С июля 1932 года по июнь 1938 года он служил в церкви великомученика Никиты во Владимире, а затем вновь был арестован и приговорен к восьми годам лагерей. Наказание отбывал в Устьвымлаге. В июне 1946 года страдалец был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в городе Кимры Калининской области. Ему шел шестой десяток. В июле того же года архимандрит Вениамин был принят в братию Троице-Сергиевой лавры и зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии. В следующем году - утвержден в звании доцента. Через год он защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», и был утвержден в звании профессора, а вскоре назначен инспектором Московской духовной академии.
8. А затем вновь были арест и ссылка в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Эту последнюю ссылку старец переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение. Но в октябре 1954 года патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из ссылки. 1 февраля следующего года он был избран епископом Саратовским и Балашовским. А уже 2 августа 1955-го, в день памяти святого пророка Божия Илии, отслужив литургию, владыка скончался, до последних минут своей жизни совершая архипастырское служение. Подробнее о его подвижнической жизни рассказывает эта книга.
***
Подвижник и аскет, богослов и блестящий проповедник, епископ Вениамин имел удивительный дар слова и духовного рассуждения. Архипастырь, пострадавший за веру, но не сломленный духом, оставил после себя сочинения, раскрывающие нравственно-христианские воззрения, посвященные Божественной любви, лекции по литургике, статьи, касающиеся различных аспектов церковной жизни. Некоторые из его трудов уже изданы, в состав этой книги вошли лишь избранные наставления епископа Вениамина (Милова). Знакомство с ними, а также с жизнеописанием владыки, несомненно, принесет духовную пользу каждому читателю.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 17 мая
День ангела. 17 мая
Церковный календарь 17 мая. Священномученик Еразм, епископ Формийский
Евангелие 17 мая. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне
Читаем Апостол. 17 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!