Казалось бы, простейший вопрос: в чем состоит предназначение женщины? Мы привыкли к традиционному представлению относительно того, что женщина - это, прежде всего, жена и мать. Поэтому ее основное предназначение - дом, муж и дети, семейный очаг, а все остальное, включающее в себя карьеру, профессию, самореализацию, - вторично, а быть может, и не столь уж необходимо. Но часто, пойдя по этому пути, женщины с удивлением понимают и осознают, что подобный выбор жизненной траектории их не радует! Возникающее душевное неблагополучие в виде депрессий, апатий, недомоганий свидетельствует о том, что женщина не вполне принимает свое предназначение и призвание как хранительницы очага. Почему так происходит, размышляет Елена Анатольевна Морозова в своей очередной книге - «Женский характер», вышедшей в свет в издательстве Сибирская Благозвонница.
***
1. Как говорится в предисловии, книга Елены Анатольевны Морозовой - «Женский характер» — это вторая часть учебника по традиционным семейным отношениям, дополняющая её же работу «Мужской характер». Книга, написанная православным автором и с православных позиций, по словам иеромонаха Антония (Подоровского), обращена как к воцерковленным, так и невоцерковленным читательницам и читателям (отцам и мужьям). Дело в авторской установке на природосообразность: есть принципы семейных отношений, которые работают независимо от мировоззрения членов семьи. Какой является женщина с точки зрения её природы — вот в чём вопрос, и автор находит на него убедительный ответ.
2. Елена Анатольевна рассматривает вопрос о предназначении женщины на онтологическом уровне, показывая красоту и уникальность социальных и личностных задач, которые дано решать по природе только женщине. Автор убедительно доказывает пагубность ложного целеполагания для женщины, где ее семейное предназначение игнорируется или искажается. Призванная стать проводником божественной любви к окружающим и, прежде всего, к мужу и к детям, женщина естественным образом аккумулирует в себе качества и черты характера, которые соответствуют этому призванию. Недаром Библия, желая высказаться о силе божественной любви к людям, сравнивает её с материнской любовью: «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49,15).
3. Наоборот, противоестественно для женщины вопреки своему призванию примерять на себя роли командира, вечного бойца, идеального исполнителя, эмоционально безликого человека, героя, полагающегося только на собственные усилия. Автор показывает, как утратившее прежние ценностные основания общество, а порой, и родители подчас провоцируют женщину на демонстрацию лидерства, независимости, жесткости. Эта соблазнительная установка нередко дает ей ложное ощущение востребованности и успешности. Но эта иллюзия не проходит даром. Внутренняя пустота, экзистенциальный кризис, нереализованность заложенного Богом собственного женственного начала, психологическая неспособность создать крепкую семью, помноженные на жизненные ошибки и грехи, приводят женщину к грани, за которой возникает опасность её душевному здоровью, а то и жизни.
4. Быть женщиной, мамой, мамой многодетной, домашней, любящей своего главу-мужа и детей — это, говорит отец Антоний, - не архаика, не отказ от самореализации, успеха, от своих прав. Это исполнение божественного предназначения и призвания. Призвание - это залог Божественного благословения, личного счастья, семейного благополучия. Автор красочно и убедительно, на очень высоком уровне показывает преимущество жизни сообразно онтологическому и природному призванию женщины. В высшей степени интересна и продумана методология исследования Елены Анатольевны Морозовой. Автор создает глубокий и очень воодушевляющий образ женщины на основаниях православной антропологии, а далее демонстрирует отклонения от него и психолого-педагогические истоки этих отклонений («тупики»).
5. В первых главах своей книги автор проводит мысль о том, что ведущую роль в становлении здорового женского характера принадлежит семье, в которой, по словам философа Ивана Александровича Ильина, присутствуют «два священных первообраза — первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение». Семья, как малая Церковь, пронизана любовью, в связи с чем святитель Феофан Затворник писал: «Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели — хорошего воспитания детей».
6. По словам доктора психологических наук Марианны Ярославовны Дворецкой, автор подчеркивает, что прекрасный бутон женственности, прежде всего, напитывается в семье любовью и раскрывается в общении с первообразами матери и отца. В то же время современные родители сегодня, к сожалению, совершают немало ошибок в воспитании, что ведет к искажению женского пути. Описывая типичные «тупики» семейного воспитания и способы их преодоления, Елена Анатольевна анализирует особенности женского устроения. Автор книги подробно анализирует грани и проявления зрелого женского характера в контексте телесной, душевной и духовной составляющих; рассуждает о настоящей, прекрасной женственности и проявлениях духовности женщины.
7. Приводя яркие примеры, анализируя их с разных точек зрения, Елена Анатольевна намечает пути для преодоления различных нестроений, ведущим из которых является воцерковление. Труд, молитва, чтение Евангелия и житий святых, исповедь и Причастие, помогают не только воцерковлению, но и гармонизируют внутренний мир женщины, способствуют ее спасению. Последняя глава книги посвящена практическим аспектам преобразования искажений женского пути, которые рассматриваются с позиции психологического и теологического дискурсов. В этой связи Елена Анатольевна подробно рассматривает конкретные методы и подходы, способствующие исцелению женской души, что имеет важное прикладное значение. Таким образом, по мнению Марианны Ярославовны, работа Елены Анатольевны представляет собой целостный, завершенный труд, написанный простым, доходчивым языком в публицистическом жанре.
***
Эта книга, по словам издателей, путеводитель по одной из важнейших тем современности: исследованию зрелого, многогранного женского характера. Автор с глубоким пониманием раскрывает ключевые вопросы, которые делают её незаменимой для родителей, педагогов, психологов и всех, кто стремится лучше понять женскую природу в свете вечных христианских ценностей. Идеальный выбор для тех, кто ценит духовную глубину, интеллектуальный подход и стремится к всестороннему пониманию человеческой души. Эта, рассказывающая о мире женской природы, вдохновляет на глубокие размышления и новые открытия.
У книжной полки. Аскетические слова преподобного Исаака Сирина
Свет невечерний. В Рай по пропускам
Преображение (Ставрополь). 11 февраля 2025
Читаем Ветхий Завет. «Пророчество о царе Тирском». Священник Константин Корепанов
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!