1. Среди большого разнообразия поучений святых из «Добротолюбия» в эту книгу вошли те, которые более всего соответствуют потребностям современного христианина, живущего в суете обыденных забот. Но для чего обычному мирянину, обремененному многими заботами, обязанностями перед окружающими, обществом, человеку, который не готов и не может оставить все попечения и затвориться в келье, погружаться в чтение аскетической литературы? Прежде чем ответить на этот вопрос, автор-составитель священник Роман Савчук, приводит следующую цитату.
2. «В то время, когда ветер дует ровно, всякий мореплаватель может высоко думать о себе и похвастать собою; но только при внезапной перемене ветров открывается искусство опытных кормчих» — так говорил преподобный Антоний Великий о духовном смысле тех жизненных испытаний, разного рода сложностей и переживаний, с которыми каждый из нас сталкивается. Образ моря как метафорического описания жизни человека с ее непостоянством и изменчивостью, наверное, один из самых излюбленных в аскетической литературе. С помощью этого образа отец Роман и предлагает разобраться, для чего современному человеку читать аскетическую литературу. Не секрет, что она написана в абсолютном своем большинстве монахами и во многом — для монахов.
3. Если представить себе нашу жизнь как путешествие по морским просторам, то очевидно, что каждый из нас сам ведет свой корабль на этом пути. А это означает, что мы должны хорошо понимать, как нужно ориентироваться в безбрежном пространстве, знать законы, по которым развиваются стихии, ориентироваться в закономерностях разных течений и пр. В противном случае мы обречены попасть во власть стихии, которая не позаботится о нашем спасении. Примерно то же самое, по словам отца Романа, происходит и в нашей жизни. Для того чтобы нормально жить, мы постигаем законы общения в социуме, законы государства, правила дорожного движения, внутренний распорядок тех организаций и сообществ, с которыми сталкиваемся.
4. Если с этой точки зрения посмотреть на аскетические творения христианских подвижников, то это не памятники, отражающие особенности корпоративной культуры и внутреннего распорядка монашеского сообщества, а путеводители по законам духовной жизни. В сущности, наша жизнь отличается от жизни преподобных отцов лишь внешними условиями, ширмой действительности, за которой скрывается одна и та же суть — общение с миром невидимым, миром духовным. А в этом последнем мы должны придерживаться тех же правил, руководствоваться теми же законами, остерегаться тех же опасностей, что и святые аскеты. Именно в таком ключе издатели предлагают читателю соприкоснуться с наследием христианских подвижников, бережно хранимым в недрах Предания Церкви и собранным в сборнике под названием «Добротолюбие».
5. Авторы-составители этой книги - священник Роман и Анастасия Савчук попытались выбрать из значительного массива наставлений, свидетельств, поучений те слова, которые более всего понятны и близки современному читателю. Главная цель этого труда — сквозь призму писаний древних подвижников открыть перед современным христианином разнообразие законов духовной жизни, которые он должен знать и стремиться применять их как руководство на жизненном пути. Несколько слов скажем о самом сборнике, выдержки из которого предлагаются в настоящем издании. «Добротолюбие» в переводе с греческого буквально означает «любовь к благу» или «любовь к прекрасному».
6. Так в православной традиции была названа самая популярная антология святоотеческих творений (с IV по XV век), по преимуществу посвященных молитвенно-созерцательному опыту монашеской жизни. Большинство сочинений, вошедших в «Добротолюбие», были известны и широко распространены среди афонских монахов. Впервые «Добротолюбие» увидело свет в 1782 году в Венеции. Составителями и издателями его были святитель Макарий Нотара и преподобный Никодим Святогорец. На славянский язык «Добротолюбие» перевел преподобный Паисий Величковский в 60–90-х годах 18 века. Современный русский перевод «Добротолюбия» подготовил святитель Феофан Затворник во второй половине ХІХ века.
7. Среди авторов слов и произведений, вошедших в «Добротолюбие», в настоящем издании представлены следующие имена. Святой Антоний Великий — основатель отшельнического монашества; жил в египетской пустыне в III–IV веках. Преподобный Макарий Великий — ученик святого Антония; подвизался в пустыне Египта в IV веке. Автор ряда молитв, входящих в утреннее и вечернее правило. Святой Марк Подвижник жил в IV–V веках; совершал подвиги в пустыне Египта, прожил более ста лет. Святой Ефрем Сирин жил в V веке в Сирии. Ему принадлежат ряд молитв, читаемых Великим постом. Святой Иоанн Лествичник жил в VI–VII веках; игумен Синайского монастыря; автор крупного богословского произведения «Лествица». И многие другие подвижники, имена которых вы найдете в предисловии книги и далее на страницах сборника. А открывают его слова прп. Иоанна Лествичника, убеждающие нас в том, что законы духовной жизни одинаково приложимы для разных условий.
8. Спрашивали меня, - пишет прп. Иоанн, - миряне: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем коснуться совершеннейшей христианской жизни?» — Я ответил им: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не осуждайте, не окрадывайте, никому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой чести и сохраняйте верность женам вашим. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного».
***
Как отмечают издатели, современный христианин живёт в условиях, когда он волей-неволей оказывается втянут в такой стремительный водоворот жизненных обстоятельств, что времени на вдумчивое чтение значительных произведений остается катастрофически мало. Наше знакомство с творениями святых отцов порой ограничивается краткими строками, схваченными в потоке повседневной информации. Это не может не сказываться на духовной жизни. Данная серия книг призвана помочь современному человеку прикоснуться к вековой традиции духовного опыта Церкви через краткое знакомство с наиболее актуальными выдержками из произведений духоносных писателей. Книги серии обращены к человеку, затерянному в суете будней, однако ищущему свежего глотка живительной влаги истинно христианской жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!