У книжной полки. Души мертвые и живые

4 марта 2024 г.

Многие из нас (особенно, старшее поколение) знакомы с произведениями Николая Васильевича Гоголя с детства. Вспомнить хотя бы такие бессмертные произведения, как – «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Ревизор» и «Мертвые души». Но в советское время эти произведения рассматривали в другом идеологическом ключе. Например, «Мертвые души». Советским школьникам разъясняли, что эта поэма Гоголя обличает крепостное право и бездушное чиновничество. То есть является ничем иным, как социальной сатирой. Но что важное хотел открыть читателям русский писатель? Об этом размышляет протоиерей Артемий Владимиров на страницах книги, которую мы предлагаем Вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Антик и называется «Души мертвые и живые».

***

1. В предисловии книги Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы Московского государственного университета имени Ломоносова пишет: «Если спросить сегодня любого школьника или даже учителя, кто такие «мёртвые души» в знаменитой поэме Гоголя, почему они мертвые, то едва ли кто ответит вразумительно. А между тем писатель дал ответ на этот вопрос в своей предсмертной записи, обращенной к нам, соотечественникам: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом...» То есть души потому и мертвые, что живут без Бога. И этого, самого главного, школьникам чаще всего не объясняют.

2. Сразу надо сказать, отмечает Владимир Алексеевич, что «Мертвые души» — это центральное произведение Гоголя, в создании которого он видел смысл своей жизни. Он был убежден, что Господь для того и дал ему писательский дар, чтобы создать «Мертвые души». Известный мемуарист Павел Анненков говорил, что «Мертвые души» «...стали для Гоголя той подвижнической кельей, в которой он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее». Еще только начиная работу над поэмой, Гоголь пишет Пушкину: «Начал писать “Мертвые души”. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». То есть уже в самом начале он ставит грандиозную задачу. А далее замысел разрастался, и он уже пишет: «Огромно, велико мое творение, и не скоро конец ему».

3. Изобразить всю Русь он намеревался уже не с одного боку, а целиком. Причем «изобразить» — означает не просто яркими красками показать какие-то внешние черты, а ответить на глубочайшие вопросы: в чем суть русского характера, в чем смысл существования русского народа, то есть каков Божий Промысл о русском народе, и какие язвы мешают русскому народу реализовать Божий Промысл, и как эти язвы можно залечить? Он сам говорил, что хотел в поэме показать русскому человеку себя самого, все достоинства и все недостатки, чтобы путь ко Христу был ясен для каждого. «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет “Мертвых душ”, — говорил Гоголь. — Это пока ещё тайна, которая должна была вдруг к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах...»

4. Тайну свою, по словам Воропаева, Гоголь не унёс с собой в могилу. В силу законов художественного творчества автор не в состоянии утаить своего «душевного дела». Ибо, как говорил сам Гоголь, «поэзия есть чистая исповедь души». Ключ к тайне «Мертвых душ» — в самой поэме. По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь — образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение. Об этом и размышляет автор этой книги, отец Артемий. Как отмечает автор, это был удивительный русский писатель, который умел смеяться сквозь слёзы. Он плакал невидимыми миру слезами о страждущем человечестве... Знаменитое гоголевское: «Над кем смеётесь? Над собой смеетесь!» — побуждает нас не забывать в минуты беззаботного, весёлого смеха драму человеческой истории и Того, Кто из любви к людям взошёл на голгофский Крест.

5. Отец Артемий отмечает: «Николай Бердяев писал, что трагедия Гоголя заключалась в неспособности увидеть и запечатлеть образ Божий в человеке на страницах его ранних произведений... Мы не готовы вполне с этим согласиться, но нет спору, что писатель в заключительный период творчества пришёл к подлинно христианскому осмыслению жизни. Его неотступно преследовала мысль о нравственном возрождении личности. В этой небольшой книжечке я, говорит автор, попытался языком поэзии изобразить бессмертные гоголевские персонажи в своей словесной галерее. Пленённая страстями «мёртвая душа» всегда сохраняет в себе способность ожить, как свидетельствует об этом Христос Спаситель в евангельской притче о блудном сыне.

6. С благодарностью к Николаю Васильевичу Гоголю отец Артемий ещё раз мысленно и в стихах обращается к его поэме, до сих пор не раскрывшей вполне свою тайну потомкам. Важно отметить, что помимо индивидуального пути каждого человека ко Христу, индивидуальной борьбы со своими грехами речь, Гоголь говорит в поэме о всем народе. Не только отдельные Чичиковы, Маниловы, Собакевичи и Плюшкины могут духовно возродиться - это может и весь русский народ. Пути к такому возрождению Гоголь и собирался показать во втором и третьем томах «Мертвых душ». Но мы сегодня знаем, что не только третий том, но и второй не увидели читатели. Отец Артемий пишет: «Не мне одному рисовался в деталях тот роковой вечер, когда подавленный печалью Николай Васильевич Гоголь уничтожил в огне камина рукопись второго тома «Мертвых душ». Что таил в себе этот драгоценный труд? Какие думы о русском человеке и его истинном предназначении поверил своей рукописи Гоголь? Разумный и внимательный читатель, всматриваясь в глубины собственной души, найдет в ней всех героев поэмы с их страстями и пороками».

7. В камин бросает рукопись согбенный Гоголь, Одну главу уничтожая за другой. Он, в одеяло завернувшись, словно в кокон, Глядит на пламя и бестрепетной рукой Бумагу ворошит чугунной рукоятью. Нам не увидеть продолженья «Мертвых душ»... Поэмы Гоголя внимательный читатель, С героем в быстрой бричке объезжая глушь, Себя распознаёт в помещиках уездных... Увы, всё те же страсти мучают сердца! И если для любви в них не найдётся места, Поглотят землю мрак и суета. Бессмертная душа отчаянно тоскует... Вовек ей не ожить, не обрести покой, Как вещью, ближними бессовестно торгуя. Сожжён был Гоголем поэмы том второй... Но отчего свои не написать мне главы? В руке моей перо. Белеет жизни лист. Взыщу, как Николай Васильич, Божьей славы Со дерзновением, пусть я пред ней нечист.

***

Книга протоиерея Артемия Владимирова «Души мертвые и живые» представляет читателям галерею бессмертных гоголевских персонажей в поэтических зарисовках. Автор размышляет языком художественной прозы и поэзии о людских страстях и пороках и о возрождении человеческой души Божией благодатью. И как писатель мечтал возродить души излюбленных им персонажей, так и каждый из нас, по мнению отца Артемия, может собственной жизнью «написать» продолжение гоголевского произведения... Чем более мы преуспеем в очищении сердца, тем светлее будут наши мысли, правдивее слова и добрее поступки... Эта книга адресована любителям русской литературы и, в первую очередь, словесникам и их ученикам.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать