***
1. В предисловии книги Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы Московского государственного университета имени Ломоносова пишет: «Если спросить сегодня любого школьника или даже учителя, кто такие «мёртвые души» в знаменитой поэме Гоголя, почему они мертвые, то едва ли кто ответит вразумительно. А между тем писатель дал ответ на этот вопрос в своей предсмертной записи, обращенной к нам, соотечественникам: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом...» То есть души потому и мертвые, что живут без Бога. И этого, самого главного, школьникам чаще всего не объясняют.
2. Сразу надо сказать, отмечает Владимир Алексеевич, что «Мертвые души» — это центральное произведение Гоголя, в создании которого он видел смысл своей жизни. Он был убежден, что Господь для того и дал ему писательский дар, чтобы создать «Мертвые души». Известный мемуарист Павел Анненков говорил, что «Мертвые души» «...стали для Гоголя той подвижнической кельей, в которой он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее». Еще только начиная работу над поэмой, Гоголь пишет Пушкину: «Начал писать “Мертвые души”. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». То есть уже в самом начале он ставит грандиозную задачу. А далее замысел разрастался, и он уже пишет: «Огромно, велико мое творение, и не скоро конец ему».
3. Изобразить всю Русь он намеревался уже не с одного боку, а целиком. Причем «изобразить» — означает не просто яркими красками показать какие-то внешние черты, а ответить на глубочайшие вопросы: в чем суть русского характера, в чем смысл существования русского народа, то есть каков Божий Промысл о русском народе, и какие язвы мешают русскому народу реализовать Божий Промысл, и как эти язвы можно залечить? Он сам говорил, что хотел в поэме показать русскому человеку себя самого, все достоинства и все недостатки, чтобы путь ко Христу был ясен для каждого. «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет “Мертвых душ”, — говорил Гоголь. — Это пока ещё тайна, которая должна была вдруг к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах...»
4. Тайну свою, по словам Воропаева, Гоголь не унёс с собой в могилу. В силу законов художественного творчества автор не в состоянии утаить своего «душевного дела». Ибо, как говорил сам Гоголь, «поэзия есть чистая исповедь души». Ключ к тайне «Мертвых душ» — в самой поэме. По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь — образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение. Об этом и размышляет автор этой книги, отец Артемий. Как отмечает автор, это был удивительный русский писатель, который умел смеяться сквозь слёзы. Он плакал невидимыми миру слезами о страждущем человечестве... Знаменитое гоголевское: «Над кем смеётесь? Над собой смеетесь!» — побуждает нас не забывать в минуты беззаботного, весёлого смеха драму человеческой истории и Того, Кто из любви к людям взошёл на голгофский Крест.
5. Отец Артемий отмечает: «Николай Бердяев писал, что трагедия Гоголя заключалась в неспособности увидеть и запечатлеть образ Божий в человеке на страницах его ранних произведений... Мы не готовы вполне с этим согласиться, но нет спору, что писатель в заключительный период творчества пришёл к подлинно христианскому осмыслению жизни. Его неотступно преследовала мысль о нравственном возрождении личности. В этой небольшой книжечке я, говорит автор, попытался языком поэзии изобразить бессмертные гоголевские персонажи в своей словесной галерее. Пленённая страстями «мёртвая душа» всегда сохраняет в себе способность ожить, как свидетельствует об этом Христос Спаситель в евангельской притче о блудном сыне.
6. С благодарностью к Николаю Васильевичу Гоголю отец Артемий ещё раз мысленно и в стихах обращается к его поэме, до сих пор не раскрывшей вполне свою тайну потомкам. Важно отметить, что помимо индивидуального пути каждого человека ко Христу, индивидуальной борьбы со своими грехами речь, Гоголь говорит в поэме о всем народе. Не только отдельные Чичиковы, Маниловы, Собакевичи и Плюшкины могут духовно возродиться - это может и весь русский народ. Пути к такому возрождению Гоголь и собирался показать во втором и третьем томах «Мертвых душ». Но мы сегодня знаем, что не только третий том, но и второй не увидели читатели. Отец Артемий пишет: «Не мне одному рисовался в деталях тот роковой вечер, когда подавленный печалью Николай Васильевич Гоголь уничтожил в огне камина рукопись второго тома «Мертвых душ». Что таил в себе этот драгоценный труд? Какие думы о русском человеке и его истинном предназначении поверил своей рукописи Гоголь? Разумный и внимательный читатель, всматриваясь в глубины собственной души, найдет в ней всех героев поэмы с их страстями и пороками».
7. В камин бросает рукопись согбенный Гоголь, Одну главу уничтожая за другой. Он, в одеяло завернувшись, словно в кокон, Глядит на пламя и бестрепетной рукой Бумагу ворошит чугунной рукоятью. Нам не увидеть продолженья «Мертвых душ»... Поэмы Гоголя внимательный читатель, С героем в быстрой бричке объезжая глушь, Себя распознаёт в помещиках уездных... Увы, всё те же страсти мучают сердца! И если для любви в них не найдётся места, Поглотят землю мрак и суета. Бессмертная душа отчаянно тоскует... Вовек ей не ожить, не обрести покой, Как вещью, ближними бессовестно торгуя. Сожжён был Гоголем поэмы том второй... Но отчего свои не написать мне главы? В руке моей перо. Белеет жизни лист. Взыщу, как Николай Васильич, Божьей славы Со дерзновением, пусть я пред ней нечист.
***
Книга протоиерея Артемия Владимирова «Души мертвые и живые» представляет читателям галерею бессмертных гоголевских персонажей в поэтических зарисовках. Автор размышляет языком художественной прозы и поэзии о людских страстях и пороках и о возрождении человеческой души Божией благодатью. И как писатель мечтал возродить души излюбленных им персонажей, так и каждый из нас, по мнению отца Артемия, может собственной жизнью «написать» продолжение гоголевского произведения... Чем более мы преуспеем в очищении сердца, тем светлее будут наши мысли, правдивее слова и добрее поступки... Эта книга адресована любителям русской литературы и, в первую очередь, словесникам и их ученикам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!