У книжной полки. Владимир Воропаев. «Духовник Гоголя»

2 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Николай Васильевич Гоголь — одна из самых аскетических фигур нашей литературы, единственная, исключительная в своем роде. Вся его жизнь, подобно жизни инока, была непрерывным подвигом и восхождением к высотам духа, но знали об этой стороне его личности только ближайшие к нему духовные лица и некоторые из друзей. Среди них был и протоиерей Матфей Константиновский. Имя ржевского священника сегодня известно в основном исследователям жизни и творчества Гоголя. Он был духовным отцом великого русского писателя в последние годы его жизни и, по общему признанию, имел на него нравственное влияние. Промыслом Божиим судьбы этих людей оказалась накрепко связанными. Об отце Матфее рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она называется - «Духовник Гоголя».

***

1. Эта книга, посвященная жизни и деятельности ржевского протоиерея Матфея Константиновского, вышла в свет в издательстве «Странник». Ее автором является доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Алексеевич Воропаев. Современникам Гоголя имя отца Матфея было хорошо знакомо. Его знали и высоко почитали в Москве и Санкт-Петербурге, в провинции и за рубежом (на Афоне, в Греции, в Египте...). Его называли Иоанном Кронштадтским Ржевского уезда. Недаром так много совпадений усматривают в жизни этих двух великих проповедников. В свое время владыка Христофор (Эммаусский), однокашник отца Матфея по Тверской Духовной семинарии, рукополагая Иоанна Ильича Сергиева в священники, привел ему в пример служение отца Матфея.

2. Будущий всероссийский батюшка в молодости собирался ехать миссионером на Аляску. Но тут увидел, что можно и в простой, обычной жизни быть истинным пастырем словесных овец. Здесь уместно вспомнить и слова митрополита Вениамина (Федченкова) о том, что на рубеже XIX-XX веков почти в каждом российском уезде были свои Иоанны Кронштадтские. Жизнеописание отца Матфея помещено в книге Евгения Поселянина «Русские подвижники XIX века», которая неоднократно переиздавалась и в наши дни. На сегодняшний день канонизированы, кажется, все упомянутые в труде Поселянина подвижники христианского благочестия представители разных уголков России. Исключение составляют московский блаженный Иван Яковлевич Корейша и отец Матфей Ржевский. В настоящее время в Тверской митрополии подготовлены документы для церковной канонизации протоиерея Матфея Константиновского.

3. Как отмечает Владимир Воропаев, взаимоотношения Гоголя с отцом Матфеем - ключевой вопрос в духовной биографии писателя. Отца Матфея обвиняют в том, что он возлагал на Гоголя непосильные аскетические подвиги, упрекали в непонимании Гоголя как писателя. Говорили о том, что он требовал от Гоголя оставить литературное поприще, запрещал ему писать светские произведения. Священник отвечал на это: «Неправда. Художественный талант есть дар Божий. Запрещения на дар Божий положить нельзя; несмотря на все запрещения, он проявится...» Наконец, отцу Матфею ставили в вину, что он подвигнул его на сожжение второго тома «Мертвых душ».

4. Но на самом деле, как пишет автор этой книги, между ними было больше взаимопонимания, чем это представлялось исследователям. Подробное и непредвзятое жизнеописание отца Матфея не только открывает правду об этом человеке, но и дает понять, почему Гоголь избрал его себе в духовные отцы. Как духовный отец писателя отец Матфей не поучал его в том, что и как писать, но заботился о спасении души своего духовного сына. Невозможно отрицать его влияния на Гоголя перед кончиной в феврале 1852 г.  Но столь же несомненно, что этот священник, достигший высокой степени духовной жизни, как никто другой понимал его душевное устроение.

5. «С ним повторилось обыкновенное явление нашей русской жизни, – говорил отец Матфей. – Наша русская жизнь немало имеет примеров того, что сильные натуры, наскучивши суетой мирской или находя себя неспособными к прежней широкой деятельности, покидали все и уходили в монастырь искать внутреннего умиротворения и очищения <...>. Так было и с Гоголем. Он прежде говорил, что ему “нужен душевный монастырь”, а пред смертию он еще сильнее пожелал его». Известно, что умер Гоголь в состоянии духовного просветления. Перед кончиной он дважды приобщился Святых Таин и соборовался елеем. Все положенные на соборовании Евангелия он выслушал «в полной памяти, в пpисутствии всех умственных сил своих, с сокpушением полного молитвой сеpдца, с теплыми слезами». Последними его словами, сказанными в полном сознании, были: «Как сладко умирать!»  За этим ясно слышится известное изречение близкого душе Гоголя святого апостола Павла: «...имею желание разрешиться и быть со Христом…»

6. Духовник Гоголя ненамного пережил его. Он умер в 1857 году, и вскоре после смерти отца Матфея житель Твери Василий Малинин, по предложению княгини Татьяны Борисовны Потемкиной, почитательницы ржевского протоиерея, собрал материалы для его биографии. Незадолго до кончины отца Матфея, в Петровский пост 1856 года, Малинин просил батюшку, чтобы тот рассказал ему о замечательных случаях из своей жизни. При этом он привел в пример жизнеописания старца Серафима и преподобного Марка Подвижника и сказал: «Точно в таком же роде и описание вашей жизни было бы для нас и нравоучительно, и было бы нам, по крайней мере, на память». Отец Матфей отвечал: «Я от этого не прочь, можно писать; только никто этому не поверит». «Соберетесь вместе, поговорите, – вот вам и биография моя», – прибавил он.

7. Подробное жизнеописание отца Матфея составил его зять, Николай Грешищев, на основании собственных воспоминаний о нем, рассказов родственников, духовных чад и других лиц, знавших его жизнь, и поместил в журнале «Странник» (за 1860 год). Затем его переделал для своей книги «Русские подвижники 19-го века» Евгений Поселянин. Особо же издатели выделяют очерк о Ржевском пастыре протоиерея Алексия Расева, клирика иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» города Твери. В очерке собрано большое количество архивных документов. Отец Алексий работал над книгой до последних дней жизни, несмотря на многочисленные трудности препятствия (как всегда бывает в благом деле). Он был убежден, что пришло время для канонизации отца Матфея в лике местночтимых святых. Сегодня с жизнеописанием Ржевского священника могут ознакомиться и наши читатели благодаря этой книге. В ней вы найдете, по словам издателей, несомненные свидетельства святости отца Матфея и его громадного значения для Русской Церкви.

***

По словам Владимира Воропаева, Гоголь высоко ценил духовное руководство отца Матфея, и это видно из его отзыва о нем в письме к графу А.П. Толстому от 13 апреля 1848 г. из Константинополя: «По-моему, это умнейший человек из всех, каких я доселе знал, и если я спасусь, так это, верно, вследствие его наставлений...». А самого отца Матфея Гоголь постоянно просил молиться о нем: «Может быть, вам душа моя известна больше, чем мне самому». В отце Матфее многих, в том числе Гоголя, привлекали, в частности, ревностное отношение к вере и духоносное слово. Личный пример священника и его проповеди производили неизгладимое впечатление на многих. Несколько проповедей отца Матфея читатели найдут в приложении этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать