Двести пятьдесят лет назад жила в Екатеринбурге девочка, которая очень хотела найти дорогу в Небесный дворец. И вот она выросла и не только сама нашла эту дорогу, но и другим ее показала. И это вовсе не сказка — все это было на самом деле. Речь идет о игумении Таисии, которая была устроительницей и первой настоятельницей Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Не только своим учреждением, но и процветанием монастырь во многом обязан именно ей. О том, как простая девочка из семьи заводского мастера стала всеми любимой матушкой Таисией, рассказывается в книге, которая вышла в свет в издательстве Ново-Тихвинской обители. Она называется - «Дорога в небесный дворец».
***
1. Эта книга адресована детям младшего и среднего школьного возраста. Из нее наши юные читатели узнают много удивительного о детстве матушки Таисии, о жизни в лесной общине, о ее странствии по России и знакомстве с прославленным адмиралом Фёдором Ушаковым и, наконец, о том, как она построила в Екатеринбурге величественный монастырь. Будущая игумения уральской женской обители родилась в 1763 году в семье мастерового Екатеринбургского Верх-Исетского завода Андрея Костромина. В крещении ей дали имя Татьяна. К сожалению, родители не смогли дать своим детям даже начального образования, Татьяна не умела ни читать, ни писать. Однако семья Костроминых отличалась от других верой и благочестием, в детях явно проявлялось стремление к подвижнической жизни, ревность о спасении своей души.
2. Вот что о детстве Татьяны говорится в книге: «Зимнее солнце ярко освещало крыши низеньких домиков, сверкало искорками на заснеженных рябинах, красило розоватым цветом дым, столбом поднимавшийся из труб. На улице мороз — вон как все окна узорами покрылись, залюбуешься! Но маленький кусочек окошка Таня все-таки отогрела и теперь весело глядит на крыши, на деревья, на далекие заводские трубы. Где-то там, на заводе, работает отец. Выплавляет железо, делает пушки и ядра. Завод этот большой, и название у него тоже большое — Верх-Исетский железоделательный цесаревны Анны завод. Верх-Исетский — потому что на реке Исети стоит. А почему цесаревны Анны — Таня не знает, но название это ей нравится! (Как отмечают издатели, это загадочное название объясняется просто. Цесаревна Анна была любимой дочерью Царя Петра Великого. Именно он повелел строить на Урале заводы, и ничего удивительного, что один из заводов назвали в честь его любимой дочери).
3. Царевнин завод. Вот бы побывать там да поглядеть, как тятя у доменной печи работает... Сказывают, огромная эта печь, с их избушку выстой, а может, больше! Да не берет с собой тятя на завод, говорит, негоже ребятишкам ходить, делу мешать. В заводском поселке уважают Таниного отца, Андрея Костромина. Человек он серьезный, милостивый. Каждому доброе слово скажет. Если надо, совет дельный даст, а если беда какая, непременно поможет, хоть и сам живет в бедности. Трудится он честно и дело свое знает. И ведь как трудится-то — по двенадцать часов каждый день!. А ребята дома ждут, и все наперебой услужить ему стараются: кто молока парного нальет, кто хлеба подаст. Дружно они живут, в любви и согласии.
4. Старшую дочку Танюшу Андрей особенно любит. Почти десять лет ей, уже большая: и корову может подоить, и с гусями управиться, и обед приготовить, и рубашку отцу сшить. За что ни возьмется — все у нее в руках спорится, резвая она девочка, смышленая. Если что решила — обязательно сделает. И эта черта характера поможет Татьяне в будущем в создании женской обители. От матери дети узнавали много разных историй о святых. Она рассказывала и о Таниной святой, мученице Татиане, и о папином святом, апостоле Андрее, и о своей преподобной Февронии (потому что маму Февронией звали), и о святой Екатерине, покровительнице Екатеринбурга. Заслушаешься!
5. А на молитву вся семья всегда вместе собиралась в красном углу, где Танина любимая икона Богородицы. Родители на память читали молитвы, а дети за ними повторяли. Хоть грамоте в семье никто не учился, но молитв знали много: одним мама научила, другие в церкви запомнили. Мама говорила, что у человека, который Богу молится, непременно в жизни чудеса бывают... И Тане было интересно: а какие чудеса будут у неё? Об этом она узнала позже, когда решила всю свою жизнь посвятить Богу. Но прежде она была выдана замуж за государственного мастерового Петра Сергеевича Митрофанова и переехала жить к мужу в поселок золотодобытчиков, Березовский завод. Жили они бедно, но дружно. Вот только недолго им пришлось быть вместе.
6. Татьяне не было еще и двадцати, когда мужа ее Петра забрали на военную службу. Знали они, что расстаются на долгие-долгие годы, потому что в те времена в солдаты забирали аж на целых двадцать пять лет. Детей у них не было, и Татьяна осталась одна. Прозвали ее солдаткой. Шли годы, а о Петре не было ни слуху, ни духу: и в отпуск не приезжал, и весточки о себе не передавал. Где он? Жив ли? Как о нем хоть молиться-то: о здравии или уже об упокоении? Ничего не знала Татьяна. И так прошло целых четырнадцать лет. (Забегая вперед, авторы сообщают читателю, что Петру так и не суждено было вернуться с военной службы. Прослужил он до 1806 года, а потом заболел и ушел в мир иной).
7. А Татьяна жила одна, и чувствовала она, что душа ее стремится к чему-то неведомому и прекрасному. К чему? Не понимала Татьяна и шептала: «Матерь Божия! Что мне делать? Помоги, подскажи!» Богородица ласково смотрела с иконы, словно обещала: «Помогу, Танюша, подскажу!» И вправду, помогла Матерь Божия! Словно свет какой-то озарил ум Татьяны, и вспомнились ей мамины рассказы о святых: о царевне Екатерине, о Николае Чудотворце, о Сергии Радонежском — как они любили всем сердцем Бога и решили служить Ему одному. А где Богу служат? В монастыре! «Вот что надо сделать — в монастырь пойти!» — поняла Татьяна. Но в какой же? Ни одного женского монастыря на Урале она не знала. И спросить ей было некого, кроме братьев — Григория и Александра, которые порой ее навещали, по хозяйству помогали да рассказывали, что в мире делается.
8. Им и открыла Татьяна свое желание. Но братья только головами покачали и сказали, что на Урале женских монастырей-то и нет совсем. Есть один в Сибири, да и тот далеко-далеко — на широкой реке Енисее. Татьяна так и ахнула - это ж сколько сотен верст надо пройти, чтоб туда добраться! И как найти эту обитель, да и возьмут ли еще ее туда? Но твердо верила Татьяна, что Господь вразумит ее и укажет место, где Ему послужить. Так и произошло. Эта книга расскажет об удивительных встречах, которые были в жизни Татианы, а потом игумении Таисии, и о том чуде, которое она совершила - потому что открытие Ново-Тихвинского монастыря иначе как чудом не назовешь!
***
Как отмечают издатели, эта книга написана для детей, но она будет интересна и взрослым. Работа над ней велась около двух лет. Текст для книги составляли как сестры монастыря, так и прихожане. Красочные иллюстрации были созданы сестрами иконописной мастерской. Книга вышла в свет перед праздником Тихвинской иконы Богородицы, главной святыни монастыря. До революции этот чтимый образ Божией Матери был принесен в обитель именно матушкой Таисией. Хочется верить, - говорят издатели, - что матушка Таисия станет родной для юных читателей и их родителей и ее пример поможет каждому найти свою дорогу в Небесный дворец.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Дом Божий — врата небесные. О монашестве, игумене и послушнике
Этот день в истории. 10 декабря
День ангела. 10 декабря
Церковный календарь 10 декабря. Святитель Иаков Ростовский
Евангелие 10 декабря. Написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!