***
1. Иерусалим - мечта многих. Сейчас эта мечта осуществима: за последнее десятилетие тысячи россиян побывали на Святой земле. А в недавнем прошлом... Наталия Сухинина в то время работала в газете ЦК КПСС - «Социалистическая индустрия». И вот в 1990 году она, молодая и успешная советская журналистка, пришла в кабинет главного редактора этого солидного партийного издания и попросилась в командировку. На вопрос редактора «Куда?» огорошила ответом: «В Иерусалим…» Суть командировки: повторить дореволюционный путь русских православных паломников до Гроба Господня, о котором тогда мало кто знал. И произошло, то, что, по словам самой писательницы, иначе как чудом не назовёшь: редактор согласился.
2. После этого в партийном печатном органе появилась рубрика «Дорога к Храму». За время своего пути Наталия Сухинина отсылала в газету путевые очерки, которые читала вся страна, и люди откликались миллионами писем. Как отмечает Анна Шепелёва, автор и ведущая программы «Литературный навигатор» на радио «Вера», «путевые заметки – жанр, сам по себе увлекательный. А если их пишет человек, наделённый литературным даром, они увлекательны вдвойне. Талантливое писательское перо Натальи Сухининой превратило короткие репортажи, сделанные во время редких минут отдыха, в сильные, глубокие произведения, заставляющие читателя переживать целую бурю эмоций».
3. Таким образом, в основу книги вошли путевые очерки, написанные во время пешего похода в Иерусалим, а также некоторые очерки о Святой Земле, написанные автором позже. В предисловии Наталья Евгеньевна пишет, что здесь собраны очерки двадцатилетней давности. «Сколько воды утекло с тех пор, - говорит автор. - Но по-прежнему самым ярким и значимым событием для меня остаётся моё пешее паломничество в Иерусалим. Чем дальше уходит оно в прошлое, тем удивительнее: неужели это было со мной? Благословение Патриарха, тяжёлый рюкзак, бесконечная дорога... И встречи, встречи, встречи».
4. А ведь и правда, как отмечает автор, эта дорога стала судьбой. Уходила она в Иерусалим с одной судьбой, а вернулась - с другой. И ее мучили сомнения: а надо ли вообще вспоминать о дороге? Но Наталью Евгеньевну убедили - надо. А раз надо, она отправляет свою книжечку в жизнь. «Прошу принять её, - говорит автор, - снисходительно, ведь многие очерки писались в дороге, чуть ли не на коленке, отсюда и некая поспешность, не всегда правильно подобранные слова, дёрганый стиль. Можно было бы, конечно, кое-что убрать, кое-что подредактировать, но тогда автор книги был бы человеком нынешним, а я писала её двадцать лет назад. Уж и не знаю, правильно ли, но ничего я менять не стала. Пусть остаётся всё, как было тогда. Ведь именно та дорога для той паломницы стала судьбой. Именно та дорога даровала мне встречи, свет от которых — в день сегодняшний».
5. А начинался этот путь в Сергиевом Посаде. Вот как об этом рассказывает автор в одном из первых очерков: «Двор Свято-Троицкой Сергиевой лавры забит до отказа народом. Сегодня праздник - обретение святых мощей преподобного Сергия Радонежского. Приехала пораньше, но кутерьма многолюдья сбила с толку, и в который раз кольнул под сердцем холодок страха. Ведь сегодня мне предстоит отправиться в путь... Совсем скоро... В Успенском храме служит Святейший Патриарх Алексий II. Встреча с ним назначена на четыре, а пока я вхожу в переполненный храм, чтобы прийти в себя, успокоиться, набраться сил перед дальней дорогой.
6. Причащаюсь. Людской поток выносит меня на улицу. Сажусь на скамейку, немного успокаиваюсь. До встречи с Патриархом остаётся час с небольшим. Эту минуту не забыть. Она теперь со мной навечно. Строгие глаза, твёрдый голос, мягкая улыбка. Слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II звучат как бы не для меня: «Русские паломники всегда ходили к святым местам. Но вот семьдесят лет туда путь закрыт. Дай Бог, чтобы у вас появились последователи. Много последователей, потому что путь к Гробу Господню - это путь к духовному возрождению». Встаю под благословение Святейшего. Принимаю из его рук иконку Иоанна Кронштадтского, с которой предстоят долгие и трудные километры».
7. И вот впереди у еще невоцерковленной писательницы сотни километров, толстый клубок дороги, уже начавший разматываться... Позади недоделанные дела, суета сборов. А в голове только одна мысль: «Я иду в Иерусалим». Так, по словам автора, она повторяла про себя мысленно и пугалась, и улыбалась, и ей казалось, будто не про нее эта фраза, а совсем про чужого человека храброго, непредсказуемого авантюриста. За два с половиной месяца была пройдена не одна сотня километров. Сразу скажу, - пишет Наталья Евгеньевна, - непроходимых болот не было, дикие звери не нападали, буреломы обходила стороной. О разбоях и грабежах слышала только по телевизору в гостиницах. Посох паломника не пригодился, но вот кроссовки, джинсы, свитер и рюкзак в походной жизни оказались как нельзя кстати. Никакой экзотики. А вот трудности....
8. Как признается автор, конечно, не всю дорогу она прошла пешком, но частично проехала автостопом. Кроме того, везде были разосланы телеграммы, подписанные Патриархом, что идёт паломница: «Просьба оказать всяческое содействие». Везде ее уже ждали, ей помогали. И тогда же, еще на пути в Святой Град, она поняла, что значит Иерусалим для души русского человека. Достаточно примера, что когда бабушки в деревнях узнавали, куда она идет, то ее юбку походную целовали со словами: «Юбка эта во Святой земле будет». А другие говорили: «Как мы вам завидуем. Вы идёте в Святой град!» И везде, в каждом селении, люди просили ее помолиться о их родных у Гроба Господня.
***
По словам игумена Филиппа (Ельшина), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, творчество Наталии Сухининой привлекательно ее «всегдашней устремлённостью к созерцанию внутренней красоты человека, пусть несовершенного, но в корне прекрасного. Пусть оступившегося, но не сдавшегося. Пусть забытого близкими, но сохранённого Богом». Эту красоту мы видим и на страницах книги «Дорога, ставшая судьбой». Ведь при чтении книги перед мысленным взором читателей предстают не только города и храмы, но люди, которых встречала Наталья Евгеньевна на своем пути в Иерусалим. И как отмечает автор, эта дорога стала ее другом, учителем, советчиком и судьёй. А Иерусалим - подарком и великой ответственностью.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!