***
1. Эта детская книга о любимом святом уральской земли – праведном Симеоне Верхотурском - написана для детей младшего и среднего школьного возраста. Однако, как отмечают издатели, неторопливый рассказ о жизни святого и цветные иллюстрации, выполненные сестрами обители, не оставят равнодушными и читателей других возрастов. Доступно и просто повествуют авторы о земной жизни уральского святого конца XVI - начала XVII века, а также о тех чудесах, которые совершал праведный Симеон, как при жизни, так и после своего упокоения.
2. Прежде чем рассказать о самом святом Симеоне, авторы знакомят нас с особенностями того времени, в которое довелось родиться и возрастать будущему праведнику. И вот что об этом говорится. «Было это четыреста лет назад. Русская земля переживала тогда большую беду — Смутное время, когда не было на Руси законного царя, и отовсюду в нашу страну вторгались враги. Тяжело было и детям, и взрослым. Близкие люди тревожились друг за друга. И было отчего. Церкви стояли разоренными и пустыми. Злые люди, как волки, рыскали по земле и творили страшные злодеяния. Как беспокоились дети, если папа или старший брат куда-нибудь уезжали на лошадях! Ведь неизвестно было, вернутся ли они живыми.
3. Чем же дети могли помочь взрослым? А вот чем - усердной молитвой. Этому учит самая священная книга на Земле - Евангелие. Все беды становятся легче, когда мы обращаемся за помощью к Богу. Ведь Он Сам сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас». По словам авторов, «молились русские люди подолгу. В храме старались бывать каждый день. У знатных людей дома была своя маленькая церковь. По утрам там собиралась вся семья, приходил священник, совершал службу, потом кропил всех святой водой. И в жилищах простых людей было много икон, ежедневно семья собиралась на общую молитву. Перед святыми образами православные люди ежедневно клали много поклонов: кто сотню, кто две, а кто и того больше». Детям того времени «нравились рассказы взрослых о чудесах Божиих, о святых угодниках, о благочестивых русских людях.
4. Услышав истории о мужественном патриархе Ермогене и отважном Иване Сусанине, девочки плакали, а мальчики храбрились и хотели быть похожими на этих подвижников — тоже отдать жизнь за веру, царя и Отечество». Многие мальчики, становясь юношами, думали о том, какую жизненную дорогу выбрать, чтобы принести больше пользы своему Отечеству и своей душе. Конечно, если юноша был из боярского или княжеского рода, он вполне мог рассчитывать, что и его со временем пошлют в Москву заседать и помогать царю наводить порядок в измученной стране, очищать ее от всякой скверны. Но юноша Симеон, которому и посвящена эта книжка, рассудил иначе. Конечно, - размышляют авторы, - мы не можем знать его мыслей, но из поступков его заключаем, какие решения принимал он в своем сердце.
5. Симеон был ровесником первого царя династии Романовых - юного Михаила и, конечно, всей душой желал ему счастливого царствования. Но для себя он не искал почестей. Юноша понимал, что самая лучшая судьба — жизнь, угодная Господу, и что более всего нужно нашей стране заступление Божие. И стал Симеон странником. Молясь и переходя из одной деревни в другую, дошел он до красивой сибирской реки Туры. Здесь душа его почувствовала особую отраду, и юноша не захотел расставаться с этим благодатным уголком земли русской. Но, к большому его сожалению, люди, жившие здесь, не все еще были христианами. А многие из крещеных, к несчастью, тяжко согрешали: не носили крестиков, не хранили постов, сквернословили, пьянствовали, воровали.
6. Много было здесь и раскольников - людей, исказивших православную веру, говоривших неправильные слова о Живоначальной Троице и Господе нашем Иисусе Христе. Сердце Симеона преисполнилось сострадания к таким людям. Переживал он за тех, кто не знал Живого истинного Бога, не умел молиться Пресвятой Троице, не испытывал в душе своей богатых милостей Божиих. Но юноша понимал, что православную веру лучше всего проповедовать не словами, а делами, самой жизнью своей. Так и остался он жить в красивом таежном селе Меркушино. Многим сельчанам по сердцу пришелся Симеон, хотя и чудным казался. Непривычно и удивительно было им наблюдать такое житье-бытье. Как странником пришел, так странником и живет.
7. Силушка молодая имеется и не ленив - а избушки своей не ставит. Умен да грамотен - а в писари да приказчики не метит. Красив собой, статен - а к невестам не приглядывается. Ни одного богослужения в храме не пропускает. А до ближайшей церкви, что в Тагильской слободе, было около тридцати верст, по нашему - 46 километров! И конечно, пешком добирался до нее Симеон. У настоящего богомольца сам путь в храм - служение любимому Господу. На хлеб зарабатывал портняжным ремеслом, — добрые шубы шил. Доброта и кроткий нрав меркушинского портного располагали к нему сердца людей. Если поначалу кто-то и посмеивался над ним, то теперь все уважали праведника и к словам его прислушивались.
8. Говорил он редко, негромко, но слова его запоминались. Объяснял, что закон Христов — все брату своему прощать, и даже душу свою за ближнего полагать. Особенно любили слушать Симеона дети. Он рассказывал им о Иисусе Христе, о Матери Божией, о церковных таинствах. При этом никогда не гордился перед ближним, но смотрел на всех с любовью. Учил Симеон превыше всего Бога почитать и заповеди Его соблюдать. И мы должны учить других этому, и не только словами, но и своим примером. А поучиться этому мы можем у святого Симеона, читая его житие, которое представлено на страницах этой книги.
***
Завершая рассказ о праведном Симеоне и о земле Симеоновой, жизнью угодника Божия освященной, издатели говорят читателю: «Если ты перелистаешь нашу книжку, то увидишь, что описание земной жизни праведного Симеона заканчивается не на последней страничке, а в середине книги. Так получилось потому, что жил праведник очень скромно, по-настоящему смиренно — мало что известно нам о его жизни. Зато вечная его блаженная участь открывается нам все больше. Ведь чудеса, творимые им, продолжаются. Если бы даже кратко описать их понадобилось бы десять или двадцать таких книжек».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. Допотопные времена
Учимся растить любовью. Семья и Церковь
Этот день в истории. 16 января
День ангела. 16 января
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!