***
1. «Добрым людям на услышанье» — это, по словам издателей, атмосферный подарочный сборник, куда вошли лучшие произведения Бориса Шергина, а также большое количество изображений: фотопортреты автора, рисунки писателя, иллюстрации к былинам и великолепные фотографии современного Русского Севера. Как отмечают издатели, Борис Шергин – это исключительное явление русской литературы, великий мастер филигранного, этически выверенного «строящего душу» слова, корнями уходящего в народное творчество северной русской земли. Встреча современного читателя с наследием этого автора — это подлинное приобщение к сокровищнице русского слова.
2. В книге вы найдете: произведения автора, сгруппированные по главным для Шергина темам: о подлинных узах семьи, о передаче детям «отцова знания», о нелегком «морском служении», о стремлении народа-художника к красоте и о прекрасной и суровой северной земле; древние поморские былины и предания, а также выдержки из дневника писателя. Открывает издание объемная статья литературоведа Елены Галимовой, посвященная жизни и творчеству Бориса Шергина. В ней Елена Шамильевна исследует различные аспекты художественного мира русского писателя, рассматривает сквозные мотивы, ключевые образы и главные темы его творчества, анализирует своеобразие языка непревзойдённого мастера слова. К этой статье мы сейчас и обратимся.
3. В первых ее строках литературовед приводит слова святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который писал, что «во всей внешности человека ярко отражается духовная сущность его», что «высшую ценность нравственной красоты являет природа в кротких и чистых глазах добрых людей». Три русских прозаика, встречавшиеся с Борисом Викторовичем в последние годы его жизни, оставили воспоминания о нём. И все трое, не сговариваясь, подчеркивали в облике старого писателя особую, внутреннюю красоту, отмечали в его внешности черты, вызывающие в памяти иконописные и житийные изображения святых.
4. Фёдор Абрамов увидел Шергина таким: «…хорошо помню его светящийся лик (ничего больше подобного не видал), его неторопкую, умиротворяющую речь. Как ручей в белой ночи… И еще помню, как светло было у меня на душе… <…> Впечатление, будто побывал в 16-17 веках, а может быть, у истоков. Святой, и вещий боян, и монах, и летописец. <…> Вышел с ощущением святости». По мнению писателя Юрия Коваля, «облик Бориса Шергина напоминал о русских святых и отшельниках, и более всего он был похож на Сергия Радонежского». А Владимир Личутин подмечает сочетание в облике Шергина черт немощной старости, неприглядности и побеждающей плоть, проступающей сквозь ветхую оболочку внутренней красоты, от которой исходит постоянная радость.
5. Эта почти бесплотность облика, словно сотканного из света, – зримое отражение того внутреннего состояния, которого в старости достиг Борис Шергин, пройдя долгий и скорбный путь. О сущности этого пути, – пути к Богу, без которого «мы мертвецы ходячие», – он говорит в одной из своих дневниковых записей: «Многоскорбен этот путь, но благодарен. Глиниста, неродима душевная целина у нас. Ничего не растет. Скорбями многолетними она вспахивается, печалями боронуется, слезами засевается… Зато очи сердечные откроются. Внутренний человек, зрячий и с тонким слухом, в тебе проснется».
6. Что оставил потомкам Борис Шергин? Да попросту, - говорит Елена Галимова, - драгоценнейшее завещание, рассказ о том, как надо жить всем нам, как надо жить человеку на своей земле – всегда, будь то 15, 17 век, будь то атеистические десятилетия 20 столетия, или нынешние последние времена. Он рассказал о том, что такое твоя родина, какими связями спаяны мы с ней, что за радость и полноту существования даёт эта связь. А ещё рассказал об очень простых вещах: о том, какими должны быть отношения между людьми – и в семье, и в обществе. Атмосфера родительского дома, отношения, царившие в семье, авторитет отца и матери, навсегда остались для Шергина образцом домостроительства. Наиболее полно характер этих отношений раскрывается писателем в рассказах «Детство в Архангельске», «Поклон сына отцу», «Миша Ласкин», «Рождение корабля», а также в многочисленных дневниковых записях.
7. Конечно, - отмечает Елена Галимова, в произведениях, публиковавшихся в подцензурных условиях, в эпоху господства атеизма, Шергин не мог прямо сказать о том, что основой, «живой душой» жизни всякой семьи, было то, что «едино на потребу», – вера в Бога, искренняя и глубокая, и стремление жить по Его заповедям. Однако дать читателю возможность почувствовать это он всё-таки сумел. В годину лишений, в нищете и болезнях вспоминает Шергин, точнее – воссоздаёт, воскрешает картины той жизни, которая создала его как личность. Воспоминания и автобиографические рассказы писателя, как очень точно отметил литературный критик Юрий Федорович Галкин, «могут показаться сейчас какой-то сказкой: настолько естественна и полнокровна та духовная свобода, в которой совершается жизнь семьи!».
8. Именно в одухотворённости всех проявлений обыденной жизни – главная ценность и неувядаемая красота традиционного семейного уклада, того уклада, который, наверное, наиболее ярко и полнокровно воссоздан в «Богомолье» и «Лете Господнем» И.С.Шмёлева и в творчестве Б.В.Шергина. И чем дальше уходило детство, тем всё очевиднее становилось для Шергина, каким благодатным светом напиталась его душа в юные годы. «Воспоминания детства, - писал он в своем дневнике, - для меня богатое наследство! Неиждиваемое, неотымаемое, непохитимое, неистощимое».
***
О других гранях наследия Бориса Шергина, о его любимых героях, о творческом кредо писателя, рассказывает Елена Галимова в своей статье, которую вы найдете на первых страницах этой книги. А затем сможете познакомиться и с произведениями выдающегося писателя, которые нас обогащают и возвращают к духовным ценностям, и его дневниковыми записями, которые, по словам литературоведа, представляют собой «удивительное сочетание словно бы покаянного канона и псалмов». Борис Шергин оставил нам щедрое богатство, которым мы сегодня можем пользоваться и наполняться той любовью к Богу, ближним и своей отчизне, которой делится с нами писатель посредством своих произведений.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!